К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Космический интернет: почему Роскосмосу нужны частные инвесторы и партнеры

Фото РКС
Фото РКС
Роскосмос объявил о планах запуска национальной системы покрытия Земли доступом в интернет, но к 2025 году может быть уже слишком поздно. Зато эта ситуация открывает возможности для частных космических компаний

В кулуарах давно уже ходили слухи о планах Роскосмоса по запуску национальной интернет-системы, которая сможет покрыть всю Землю. С тех пор проект претерпел несколько изменений и наконец, 10 мая, был представлен. Речь идет о выводе на орбиту высотой 870 км группировки спутников по программе «Эфир». Планируется, что сеть спутников в количестве 288 полностью покроет всю территорию Земли высокоскоростным доступом в интернет из любой точки мира. По сути, это план по  созданию «космической шины данных» и интернета вещей. Все это было бы актуально, если бы подобная презентация состоялась 10 лет назад, а запуск группировки состоялся бы в 2015 году.

Конкурентная среда

Не нужно быть высококлассным специалистом, что бы понять: Россия очень опаздывает со своей космической интернет-программой. В начале 2018 года Falcon-9 Илона Маска вывела на орбиту спутник для обеспечения интернета и мобильной связи для пассажиров самолетов, летящих на высоте около 10 000 метров. Стартовала программа Маска по созданию глобального космического интернета Starlink. В феврале 2018 года были запущены первые спутники из перспективной группировки, и к 2024 году их число вырастет до 4425 штук. С их помощью планируется раздавать высокоскоростной интернет всем жителям земли со скоростью не менее 1 гигабит/сек и задержкой не более 30 миллисекунд (например, можно играть в онлайновые игры. — Forbes).

Первая партия спутников Маска в количестве 800 штук будет предназначена для тотального покрытия интернетом территории США. Высота орбиты составит 1150-1325 км над поверхностью Земли, а масса каждого микроспутника не превысит 350 кг. Этот инвестиционный проект в размере $12 млрд Space X финансирует не в одиночку: стратегическими инвесторами выступили Google и фонд Fidelity Investments, что снижает риски каждого участника синдиката. Вторым этапом программы станет вывод на более низкие орбиты еще 7518 одноранговых спутников, что сделает группировку Space X самой внушительной в мире.

 

Австралийская компания Fleet не может похвастаться своими размерами и амбициозностью планов, как у Space X, но эта небольшая компания уже собрала первый раунд инвестиций в размере $3,8 млн для создания группировки наноспутников массой не более 10 кг в количестве 100 штук. Общая стоимость программы составляет $180 млн, и направлены они будут на создание высокоскоростного интернета вещей на всей территории Австралии. Первая пара спутников уже изготавливается.

Британский проект OneWeb планирует вывести 700 малых спутников массой менее 150 кг на низкие орбиты 800 и 950 км по 350 штук соответственно. Проект оценивается в $3 млрд, инвесторами выступили компании Qualcomm, Airbus, Hughes, Intelsat и компания Virgin Ричарда Брэнсона. Спутники уже в этом году начнут запускаться ракетами «Роскосмоса» с «Восточного» и ракетами-носителями Европейского Космического Агентства с космодрома Куру во Французской Гвиане. К 2020 году группировка должна быть полностью выведена на заданные орбиты.

 

Кроме того, Пентагон совместно с NASA тестирует спутник-сервер для перспективного создания на орбите глобального хранилища данных, что в корне изменит парадигму развития серверных мощностей и распределенных дата-центров.

И все это уже как минимум запущено в разработку за год до начала российской программы. Недаром представленную «Роскосмосом» программу раскритиковал помощник президента Андрей Белоусов. Помимо отставания в сроках реализации проекта от SpaceX и OneWeb он отметил низкие качественные и количественные показатели программы и тот факт, что, несмотря на огромное количество умных, молодых, профессиональных и энергичных людей в составе госкорпорации, структура так и не начала зарабатывать на коммерческих проектах и действует только в рамках освоения выделенного государством бюджета.

Возможности для частного бизнеса

Эта ситуация, к сожалению, доказывает, что Россия утратила лидерство в программах освоения космоса. И если существующая модель государственного управления, финансирования и реализации космических программ показывает свою неспособность успеть за быстро меняющимися реалиями современного мира, то возникает место для частных космических инициатив, более подвижных, динамичных и умеющих зарабатывать там, где государственные структуры буксуют.

 

Если смотреть на отставание России в программе создания глобальной спутниковой системы интернета вещей, то для частного бизнеса открываются новые возможности: сегодня небольшие российские компании уже занимаются разработкой недорогих микро- и наноспутников и сверхлегкой ракеты-носителя. Все больше совершенно разных людей «заболевают» идеей освоения космоса, что порождает совершенно неожиданные и причудливые конструкции там, где вчера об этом можно было даже и не мечтать.

Можно ли сейчас представить какой-нибудь северный городок, отрезанный от большой земли, куда можно добраться только самолетом, да и то в летную погоду, где каждый житель просто берет в руки свой гаджет и без проблем работает в интернете или смотрит фильм онлайн? Нет, пока нельзя. В России гигантские территории, не имеющие вообще никакого доступа во всемирную сеть. Вот он — настоящий простор для деятельности инвесторов!

Космос становится площадкой для сотрудничества — интеллектуального, ресурсного и финансового. И проект создания глобальной группировки спутников связи это не футуристическое будущее, а насущная необходимость сегодняшнего дня.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+