Австралийская компания Fleet собрала около $3,8 млн инвестиций и работает над созданием уникальной орбитальной группировки из 100 наноспутников. Но количество в этом случае не главное, ведь ключевой особенностью нового проекта является то, что «клиентами» компании будут исключительно... машины. А точнее, целый «интернет вещей».
Концепция, именуемая «интернетом вещей», отражает тренд в мире технологий на объединение устройств между собой в сеть. Рост вычислительных мощностей и увеличение количества бытовых аппаратов с приставкой «смарт-» создает базу для интернета вещей, за который уже борются игроки коммуникационного рынка. Растущее количество устройств заставляет увеличивать количество каналов связи, чтобы дублировать их и предотвратить задержки при передаче информации. Спутники решают эту проблему, заодно расширяя зону покрытия приема и передачи сигнала, обеспечивая «интернет вещей» независимостью от наземных и мобильных сетей.
Как сообщает Business Insider, с 10 млрд в 2015 году число подключенных к сети устройств к 2020 году увеличится до 34 млрд. Большая часть из них, около 24 млрд, будут составлять устройства «интернета вещей». В решения, так или иначе связанные с «интернетом вещей», будет вложено $6 трлн. На этот рынок, включающий автомобили, умные холодильники, кофемолки, весы, тостеры, колонки и прочее, нацелены молодые стартапы, типа Fleet.
Новый формат – новые правила
Fleet концентрируется на относительно новом формате наноспутников, имеющих объем не более нескольких литров и массу в несколько килограмм. Меньший размер аппарата предполагает не только быстрое проектирование и небольшие затраты на его строительство, но и также существенно облегчает задачу по выводу спутников на орбиту.
На привлеченные $3,8 млн инвестиций Fleet планирует построить два спутника. За сооружение 100 таких аппаратов для будущей мегагруппировки, поддерживающей «интернет вещей», компании потребуется около $150-200 млн, примерно столько же стоит один спутник традиционного размера. Играет также роль стоимость обслуживания, так система GPS, состоящая из 24 аппаратов, обходится Пентагону в $750 млн ежегодно. Наноспутники могут просто заменяться по мере утраты работоспособности.
Малый спутник — платформа, главное преимущество которой является ее доступность: как с точки зрения производства и вывода на орбиту, так и с точки зрения удобства использования. На данный момент малые космические аппараты не являются панацеей, так как не подходят для решения ряда задач военных, ученых и реализации каких-либо масштабных проектов. Их коммерческое применение преимущественно связано с предоставлением услуг по мониторингу Земли, а услуги интересны только тем, кто не может позволить себе данные с больших аппаратов.
Исполнительный председатель группы компаний Surrey Satellite Technology (SSTL), сэр Мартин Свитинг на лекции «Малые спутники: изменение экономики космоса» отметил:
Он также отметил, что, по данным Surrey Satellite Technology, в ближайшем будущем спрос на услуги, предоставляемые малыми космическими аппаратами, может только увеличиться, а для его удовлетворения на орбиту необходимо вывести как минимум 20000 подобных аппаратов.
В перспективе малые спутники могут сыграть важную роль в исследовании космоса. Один из наиболее вероятных сценариев их использования — обеспечение навигации будущих миссий на Луне.
Часть экспертов считает ситуацию на рынке наноспутников очередным экономическим пузырем с завышенными ожиданиями. Часть из возможных сценариев их использования может показать свою несостоятельность, другая — найти лучшее и менее затратное отражение в зарождающейся индустрии сверхвысотных БПЛА. Развитие «интернета вещей» положительно повлияет не только на потребности в малых космических аппаратах, но и станет залогом для увеличения базы обслуживаемых устройств, количество которых в наших домах и улицах будет, несомненно, только расти.