«А сейчас еще одна вещь», — Аркадий Волож собрался уходить со сцены, но в последний момент словно передумал. Когда презентуешь продукты своей компании перед тысячной аудиторией, сложно удержаться от искушения «дать немного Джобса».
«Яндекс» собрал полный зал ледовой арены ВТБ на Yet Another Conference 2018 — ежегодной конференции, по размаху не уступающей Microsoft Build и презентациям Apple. Бывал и там, и там, могу сравнивать. Сходство интегральное. Поскольку «Яндекс» — это наше все. И «русский Google», и «русский Amazon», а теперь еще и немного «русский Apple». Все метафоры заимствованы из уважаемых англоязычных изданий, отчитавшихся о мероприятии. Сходство обязывает. «Яндекс» показывает электронную торговую площадку, интеллектуального помощника Алису, умную колонку, b2b-платформу, интеллектуальный автомобиль, систему продажи контента по подписке. Все для своего, локального рынка.
Любимая пицца Алисы
Сложность русского языка — гандикап, который получает «Яндекс» на каждом витке развития технологий. Кто сейчас лучше ищет в русскоязычном интернете, сказать сложно. Еще пять лет назад преимущество «Яндекса» было очевидным. Постепенное выравнивание качества текстового поиска отражается в доле поисковых запросов. Google догоняет. Прежде всего за счет мобильного поиска, в котором у создателя Android очевидное преимущество. Поиск нового поколения будет голосовым и интеллектуальным. Такой же станет большая часть электронной коммерции.
Какую пиццу любит Алиса? Ключевой вопрос конференции, ответа на который так и не прозвучало. С предпочтениями искусственной девушки в области сервисов такси, музыки, видео, интернет-магазинов все понятно. На каждый из этих запросов у «Яндекса» есть собственный ответ. Как заставить Алису полюбить свою, независимую услугу? Вопрос для маркетологов будущего, чьи усилия будут направлены не на предпочтения потребителей, а на вкусы искусственного интеллекта. Один из методов — интегрировать технологии Алисы в свои коммуникации с клиентом. Платформа «Яндекс.Диалоги» предлагает именно это. Умные боты, способные обработать большинство клиентских запросов. В том числе голосовых. А если не получается — перекинуть разговор на белкового сотрудника. Бонус платформы — отдельная страница, которую она получит в поисковой выдаче «Яндекса».
Выбор оружия
Если, как утверждают в «Яндексе», основной интерфейс будущего — голос, то основная платформа не компьютер и даже не смартфон. Если судить по презентациям на YAC, в «Яндексе» делают ставку на носимые устройства (умные наушники Sony поддерживают Алису), «умный дом» (колонка «Яндекс.Станция») и «умный автомобиль» (совместные проекты с Nissan и Toyota).
«Умный дом» — это еще одна платформа для поисковых запросов. Выход на нее «Яндекса» — одно из главных событий YAС. Компания представила колонку «Яндекс.Станция» с интегрированными функциями интеллектуального помощника Алиса. Продажи начнутся до конца лета. Вещь не лишена достоинств, свежих идей и своих минусов. Главный из последних — суровый, на фоне «вылизанных» конкурентов, дизайн.
С колонкой «Яндекс» опаздывает. Рынок формируется на глазах. По данным аналитической компании Canalys, в первом квартале 2018 года было продано в 3,1 раза больше гаджетов, чем годом ранее, — 9 млн штук. Google опередил ранее лидирующую Amazon: 3,2 млн колонок против 2,5 млн Echo. Следом идут китайские и корейские вендоры, свой продукт также создала Apple. По прогнозам Gartner, объем этого рынка в 2016 году составил $700 млн, а в 2021-м достигнет $3,5 млрд.
Вывод голосового помощника на новые рынки — дело непростое. Помимо работы с устной речью, необходимо глубокое понимание страновой специфики. Все это дает «Яндексу» некоторый запас по времени. В день конференции Apple объявила о выходе HomePod — своей интеллектуальной колонки — на рынки Франции и Германии. От Германии до России совсем недалеко. У «Яндекс» еще есть время для подключения новых технологий и доработки существующих. Но конкуренты уже приближаются.
И еще одна вещь
Той самой «последней вещью», о которой «чуть не забыл» рассказать Аркадий Волож, стал проект «Яндекс.Плюс». «Плюс» предлагает подписчикам на платную версию «Яндекс.Музыки» дополнительные бонусы: скидки на некоторые тарифы «Такси», бесплатную доставку товаров из «Маркетплейс», дополнительные гигабайты на «Диске», кино без рекламы в «Кинопоиске».
Российская интернет-компания объединяет сервисы. «Яндекс» создает экосистему, аналогов которой я не вижу. Онлайн- и офлайн-услуги в одном пакете. Не покидая бренда, клиент может послушать музыку, посмотреть кино, вызвать такси, заказать еду из ресторана, купить кроссовки в интернет-магазине. Этот список никогда не закончится. Алиса поможет выбрать пиццу «как вчера», «кроссовки для старшего сына», «суши, только пусть они будут из другого ресторана. В прошлый раз нам не понравилось».
Интеллектуальный помощник в доме и автомобиле — возможность интегрировать уже не в технологии, а в привычки голосовой заказ любых продуктов и сервисов, при выборе которых алгоритмы искусственного интеллекта и договоренности их владельца с поставщиками будут играть решающую роль.
При всех успехах онлайн-торговля составляет около 12% глобального рынка ретейл. Одна вещь, которая позволит контролировать значительную часть оставшихся 88%, стоит того, чтобы приберечь ее на самый конец пресс-конференции.