Большие деньги от больших данных: о чем говорили на конференции Forbes
На конференции Forbes «Как увеличить прибыль компании с помощью Big Data» представители международных корпораций, российских компаний и стартапов представили примеры хранения, анализа и обеспечения безопасности данных, которые позволили им улучшить бизнес-показатели компаний. В конференции участвовали топ-менеджеры Facebook, «Яндекса», «Аэрофлота», «Вымпелкома», Альфа-Банка и Тинькофф Банка, а также эксперты по аналитике и представители дата-сервисов.
От анализа пользователей до оптимизации сплавов
В данный момент большие данные уже не обязательно генерировать. «Адекватный человек должен понимать, что если он чем-то пользуется, то он оставляет цифровой след», — говорит региональный директор Facebook, Instagram и Messenger в России Анна-Мария Тренева. Едва ли не каждый спикер конференции вспомнил легендарную историю с американским супермаркетом и несовершеннолетней беременной, которой сеть Target начала присылать купоны на товары для беременных. Ее отец не знал, что дочь беременна, и обвинил сеть в том, что она стимулирует школьниц к рождению детей. Это неслучайно: ведь именно тогда (в 2012 году!) Big Data показала всю свою мощь. С тех пор технологии таргетинга неумолимо совершенствуются: на рынке появляются новые, более совершенные инструменты, чтобы точно определить целевую аудиторию проектов.
Участники конференции отмечают, что большие данные — не панацея от всех бед. «Все хотят трансформацию. Но нужно ответить — зачем? Нет универсального подхода к решению всех проблем», — отмечает вице-президент «ВымпелКом» Наталья Альбрехт. Она добавляет, что если компания не развивается, продукт некачественный, а команда разваливается, то цифровая трансформация не поможет.
Примеры применения аналитики больших данных в промышленности привел директор по математическому моделированию и анализу данных НЛМК Анджей Аршавский. Его компания применяет искусственный интеллект для оптимизации производственных процессов в сталеплавильной отрасли. При этом, в частности, достигается снижение на 5% потребления природного газа, что заметно в масштабах такой крупной компании. Генеральный директор Mechanica AI Александр Хайтин уточнил, что с помощью датчиков и моделирования технологических процессов можно предсказать, например, развитие химических реакций, получать параметры процесса, недоступные прямым измерением. В результате обработка больших данных позволяет достичь оптимизации в 2-5% .
Лайки и персонализация
Основатель и генеральный директор «НПО Аналитика» Михаил Могилевский с иронией вспоминал, что одним из первых выводов анализа предпочтений посетителей торговых центров была корреляция между посещениями магазинов для больших людей и «Бургеркинга». Однако самое интересное, когда в больших данных можно вычислить неожиданные корреляции, недоступные традиционными методами аналитики. Вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов назвал это «кросцифровым экспириенсом приложений различных компаний, который позволяет накапливать пользовательский опыт»: ежедневно пользователи просматривают 100 метров новостной ленты социальных сетей, и, переходя в другие приложения, они хотят, чтобы работать с ними было также легко и удобно, поэтому разработчики приложений должны учитывать это.
Согласно аналитике, представленной Треневой, 90% информации, которую мы потребляем, — визуальная, причем образы человек обрабатывает в 60 000 раз быстрее, чем любую другую информацию, примерно за 13 миллисекунд. Поэтому актуальная информация должна быть мобильна и визуальна: Cisco подсчитала, что 70-80% трафика к 2021 году будет в формате видео. На эти пользовательские предпочтения следует ориентироваться компаниям, если они хотят и дальше работать со своими клиентами.
«Работая с большими данными, нужно помнить, что клиент уникален: у всех разные потребности, и предложение должно быть персонализировано, — сказала в своем выступлении директор по управлению и монетизации данных Альфа-Банка Ирина Елистратова. — Не нужно предлагать своим клиентам все опции подряд. Предложите ему лишь то, что ему нужно».
С использованием аналитики больших данных это стало несложно. Выступая в 2017 году с открытой лекцией в Ельцин-центре, председатель правления Сбербанка России Герман Греф произнес фразу, которая стала еще одним лейтмотивом конференции: «Всего 11-12 лайков достаточно, чтобы предсказания модели совпали с оценками [вашего поведения] коллегами, а 230 дадут нам возможность понимать вас лучше, чем ваши близкие».
Секция финтеха показала, насколько далеко продвинулась аналитика данных в банковской сфере. Гендиректор компании Segmento Роман Нестер рассказал о том, как им удалось определить многомиллионную аудиторию, которая досматривала рекламные ролики Сбербанка до конца, всего за 150 просмотров, при этом анализ пользователей позволил на 60% снизить стоимость досматриваемых видеороликов за счет их таргетирования. СЕО DataSine Игорь Волжанин поделился своим опытом разработки персонализированного визуального контента и построения психотипа клиента, а вице-президент по разработке новых продуктов Тинькофф Банка Александр Емешев рассказал, как сопоставление чеков покупателей из открытых баз данных фискальных операторов и карточных транзакций позволило банку выбрать клиентов, для которых были сделаны уникальные предложения с кешбэком на определенные товары.
Директор департамента маркетинга «Аэрофлота» Антон Мягков объяснил, как аналитика больших данных позволила вычленить клиентское ядро: оказалось, что из 32 млн пассажиров было всего лишь 10 млн уникальных, а 50% выручки обеспечивали всего лишь 1,2 млн человек из них. Это позволило не только оптимизировать расходы на рекламные кампании и программы лояльности, но и приблизительно рассчитать следующие даты перелетов постоянных клиентов, чтобы сделать им предложения с персональными тарифами.
Как хранить
Вице-президент «Вымпелкома» (бренд «Билайн») Джордж Хелд начал свое выступление с рассказа о микрочипе, зашитом в его руке, в котором хранятся его паспортные данные и номера банковских карт: «Конечно, иногда это вызывает непонимание людей, потому что не все еще готовы к новым технологиям». Он добавил, что «Билайн» хранит 15 петабайт данных:« Спасибо вашим телефонам, которые вы все время носите с собой. Через них мы можем отследить траекторию и время вашего перемещения. Благодаря этим данным мы знаем, где нужно открыть следующий розничный магазин».
Вышеупомянутый тезис Альбрехт о том, что надо выбирать, какие данные надо собирать, хранить и обрабатывать, был раскрыт специалистами по безопасности. После вступления в силу европейского закона о хранении персональных данных GDPR, каждая ошибка в работе с использованием данных граждан Евросоюза может обойтись российским компаниям более чем в €20 000.