К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Цифры вместо нефти. Роман Троценко предсказал переход экономики на Big Data

Фото Артёма Голощапова для Forbes
Фото Артёма Голощапова для Forbes
Технология Big Data проникнет во все сферы бизнеса в России, но у страны нет шансов стать мировым лидером на этом рынке, убежден миллиардер

«На самом деле, никакой Big Data существовать не будет. Лет через десять даже термина такого не останется», — ошарашивает аудиторию глава корпорации АЕОН, миллиардер Роман Троценко. Среди присутствующих — крупные венчурные капиталисты, а место действия — круглый стол «Инвестиционные возможности Big Data» в рамках конференции Forbes с говорящим названием «Как увеличить прибыль компании с помощью Big Data», которая прошла 30 мая в Москве.

«Просто будет постоянная необходимость анализа текущих данных в различных распределенных сетях при помощи разных фильтров и стартапов. То есть, условно говоря, сейчас же нет никакой «электронной торговли», потому что вся торговля по умолчанию является электронной. То же самое будет и с Big Data», — завершает фразу Троценко.

Революция Big Data

Переход к эпохе, когда Big Data станет органической частью любого бизнеса в России, займет несколько лет, но наиболее радикальные перемены бизнесмен ожидает уже в ближайшие три года. «В это время должен произойти некий перелом в мышлении. Крупные компании будут вынуждены разобраться, как и где они хотят использовать большие данные», — говорит Троценко. По его мнению, революция Big Data в стране будет реализована в три этапа: сначала бизнес переживет стадию отрицания, попытавшись закрыться и не предоставлять данные своих клиентов для анализа, затем он попробует подключить стартапы в сфере Big Data к анализу корпоративных данных для улучшения продаж и кросс-сервисов.

 

«Ну а третий этап — это уже появление сложных фильтрационных самообучающихся систем, которым можно будет дать вопрос, и они через различные источники будут агрегировать информацию по нему», — прогнозирует Роман Троценко. При этом он отмечает, что компании скорее будут покупать или брать в аренду готовые сервисы для анализа Big Data, чем разрабатывать их самостоятельно.

Несмотря на то, что столь разительные перемены возможны уже в ближайшем будущем, у России нет шансов стать мировым лидером в сфере анализа больших данных, считает Троценко. «К сожалению, развитие этой технологии завязано на корпоративные экосистемы. Создать такую систему с нуля очень тяжело. Действующий мировой лидер по числу эксосистем — США, сейчас их догоняет Китай, а европейцы пока совсем слабые. Россия будет в хвосте этого процесса», — объясняет он.

 

Тем не менее миллиардер видит значительный потенциал у нишевых проектов — когда талантливые компании-одиночки, не входящие в ту или иную экосистему, находят оригинальное технологическое решение в своей отрасли.

Больших инвестиций «революция больших данных» не потребует, убежден Роман Троценко. «Внедрение Big Data будет требовать внимания и сложных коллабораций между компаниями. Через пять лет вы увидим легко арендуемые фильтры для обработки больших массивов данных, и они будут в основном не российского производства», — уверяет он.

«Пара миллиметров над океаном»

Другие участники круглого стола не столько оптимистичны. Партнер Speedinvest Digital East Илья Дубинский отмечает, что сейчас уровень проникновения технологии Big Data в российский рынок слишком низок, чтобы можно было говорить о быстром внедрении сервисов для анализа в реальный сектор в ближайшие годы.

 

«Это буквально пара миллиметров над поверхностью океана. Представьте, что есть гигантская фабрика по изготовлению бумаги, в ней четыре цеха, в каждом по несколько машин. На одной машине только протестировали новую технологию и теперь думают, как использовать ее дальше. Вот на такой стадии находится развитие Big Data в России», — говорит Дубинский.

Впрочем, он признает, что среди стартапов интерес к большим данным крайне высок. «80% проектов, в которые мы инвестировали, так или иначе связаны с машинным обучением и Big Data»,  — говорит инвестор.

Директор по развитию экосистемы «Сколково — венчурные инвестиции» Станислав Колесниченко добавляет, что сейчас основное поле применения Big Data — это ретейл и финансы. В дальнейшем он видит бурное развитие этой технологии в сфере интернет-рекламы, которая особенно остро нуждается в изучении и более точной сегментизации целевой аудитории.

Опасности анализа

Среди главных препятствий к развитию рынка больших данных участники круглого стола выделили отсутствие внятного регулирования. Управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк заявил, что сейчас российские компании не могут экспериментировать с продуктами, основанными на Big Data, без риска потери бизнеса или возможных судебных разбирательств.

«Несмотря на хорошую технологию, улучшающую в конечном счете продукт или производственную цепочку в b2b- или b2c- сегментах, стартапы встречают барьеры на законодательном уровне», — рассказал инвестор.

 

Похожая точка зрения и у управляющего партнера венчурного фонда LETA Capital Александра Чачавы. «Главный вопрос — кто должен владеть персональными данными граждан. Кто-то говорит, что государство должно. Я же считаю, что если гражданин разместил данные в интернете, открытые для общего доступа, то ограничений на их обработку быть не должно, если данные обезличиваются и не являются персональными», — подчеркнул инвестор.

Он выразил надежду, что в ближайшее время законодатели при поддержке ФРИИ и Сколково все-таки доработают закон о персональных данных, и на рынке появится регулирование. Пока же российский бизнес слишком боится возможных юридических проблем, и потому не стремится к активному использованию сервисов Big Data, резюмирует он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+