Цифры вместо нефти. Роман Троценко предсказал переход экономики на Big Data
«На самом деле, никакой Big Data существовать не будет. Лет через десять даже термина такого не останется», — ошарашивает аудиторию глава корпорации АЕОН, миллиардер Роман Троценко. Среди присутствующих — крупные венчурные капиталисты, а место действия — круглый стол «Инвестиционные возможности Big Data» в рамках конференции Forbes с говорящим названием «Как увеличить прибыль компании с помощью Big Data», которая прошла 30 мая в Москве.
«Просто будет постоянная необходимость анализа текущих данных в различных распределенных сетях при помощи разных фильтров и стартапов. То есть, условно говоря, сейчас же нет никакой «электронной торговли», потому что вся торговля по умолчанию является электронной. То же самое будет и с Big Data», — завершает фразу Троценко.
Революция Big Data
Переход к эпохе, когда Big Data станет органической частью любого бизнеса в России, займет несколько лет, но наиболее радикальные перемены бизнесмен ожидает уже в ближайшие три года. «В это время должен произойти некий перелом в мышлении. Крупные компании будут вынуждены разобраться, как и где они хотят использовать большие данные», — говорит Троценко. По его мнению, революция Big Data в стране будет реализована в три этапа: сначала бизнес переживет стадию отрицания, попытавшись закрыться и не предоставлять данные своих клиентов для анализа, затем он попробует подключить стартапы в сфере Big Data к анализу корпоративных данных для улучшения продаж и кросс-сервисов.
«Ну а третий этап — это уже появление сложных фильтрационных самообучающихся систем, которым можно будет дать вопрос, и они через различные источники будут агрегировать информацию по нему», — прогнозирует Роман Троценко. При этом он отмечает, что компании скорее будут покупать или брать в аренду готовые сервисы для анализа Big Data, чем разрабатывать их самостоятельно.
Несмотря на то, что столь разительные перемены возможны уже в ближайшем будущем, у России нет шансов стать мировым лидером в сфере анализа больших данных, считает Троценко. «К сожалению, развитие этой технологии завязано на корпоративные экосистемы. Создать такую систему с нуля очень тяжело. Действующий мировой лидер по числу эксосистем — США, сейчас их догоняет Китай, а европейцы пока совсем слабые. Россия будет в хвосте этого процесса», — объясняет он.
Тем не менее миллиардер видит значительный потенциал у нишевых проектов — когда талантливые компании-одиночки, не входящие в ту или иную экосистему, находят оригинальное технологическое решение в своей отрасли.
Больших инвестиций «революция больших данных» не потребует, убежден Роман Троценко. «Внедрение Big Data будет требовать внимания и сложных коллабораций между компаниями. Через пять лет вы увидим легко арендуемые фильтры для обработки больших массивов данных, и они будут в основном не российского производства», — уверяет он.
«Пара миллиметров над океаном»
Другие участники круглого стола не столько оптимистичны. Партнер Speedinvest Digital East Илья Дубинский отмечает, что сейчас уровень проникновения технологии Big Data в российский рынок слишком низок, чтобы можно было говорить о быстром внедрении сервисов для анализа в реальный сектор в ближайшие годы.
«Это буквально пара миллиметров над поверхностью океана. Представьте, что есть гигантская фабрика по изготовлению бумаги, в ней четыре цеха, в каждом по несколько машин. На одной машине только протестировали новую технологию и теперь думают, как использовать ее дальше. Вот на такой стадии находится развитие Big Data в России», — говорит Дубинский.
Впрочем, он признает, что среди стартапов интерес к большим данным крайне высок. «80% проектов, в которые мы инвестировали, так или иначе связаны с машинным обучением и Big Data», — говорит инвестор.
Директор по развитию экосистемы «Сколково — венчурные инвестиции» Станислав Колесниченко добавляет, что сейчас основное поле применения Big Data — это ретейл и финансы. В дальнейшем он видит бурное развитие этой технологии в сфере интернет-рекламы, которая особенно остро нуждается в изучении и более точной сегментизации целевой аудитории.
Опасности анализа
Среди главных препятствий к развитию рынка больших данных участники круглого стола выделили отсутствие внятного регулирования. Управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк заявил, что сейчас российские компании не могут экспериментировать с продуктами, основанными на Big Data, без риска потери бизнеса или возможных судебных разбирательств.
«Несмотря на хорошую технологию, улучшающую в конечном счете продукт или производственную цепочку в b2b- или b2c- сегментах, стартапы встречают барьеры на законодательном уровне», — рассказал инвестор.
Похожая точка зрения и у управляющего партнера венчурного фонда LETA Capital Александра Чачавы. «Главный вопрос — кто должен владеть персональными данными граждан. Кто-то говорит, что государство должно. Я же считаю, что если гражданин разместил данные в интернете, открытые для общего доступа, то ограничений на их обработку быть не должно, если данные обезличиваются и не являются персональными», — подчеркнул инвестор.
Он выразил надежду, что в ближайшее время законодатели при поддержке ФРИИ и Сколково все-таки доработают закон о персональных данных, и на рынке появится регулирование. Пока же российский бизнес слишком боится возможных юридических проблем, и потому не стремится к активному использованию сервисов Big Data, резюмирует он.