К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Блокчейн против Facebook: фонд при поддержке братьев Уинклвосс атакует традиционные соцсети

Фото Zach Gibson / Getty Images
Фото Zach Gibson / Getty Images
Скандал с манипуляцией данных Cambridge Analytica возродил надежды на развитие блокчейн-проектов, которые дают возможность пользователю контролировать собственные данные

Facebook казался почти неуязвимым, когда Райан Ши в 2013 году основал OneName — платформу, где пользователи биткоина могли бы покупать и продавать криптовалюту под настоящими именами вместо состоящих из цифр и букв адресов.

Пока социальная сеть приближалась к тому, чтобы стать фактически онлайн-инструментом для идентификации пользователей с капитализацией в более чем $100 млрд, биткоин, чей блокчейн позволяет пользователям осуществлять финансовые транзакции, не раскрывая, кто они, оценивался в жалкие $1,5 млрд.

Ши надеялся, что если технология блокчейн позволит пользователям владеть валютой без участия централизованных банков. Для этого она должна помочь идентифицировать себя без помощи Facebook или любой другой централизованной организации.

 

Оказалось, что эта идея во многих отношениях обогнала свое время, и, столкнувшись с трудностями при попытке найти ей более широкое применение, Ши и его сооснователь Муниб Али в 2016 году переименовали платформу в Blockstack и вознамерились создать набор более универсальных блокчейн-инструментов, чтобы поддерживать настоящую глобальную сеть без серверов централизованных сервисов. Попутно переименованный стартап привлек более $50 млн через «первичное предложение токенов» или ICO, когда Union Square Ventures, ранний инвестор Twitter, а также Тайлер и Кэмерон Уинклвосс, известные благодаря Facebook, приобрели криптотокены проекта для дальнейшего использования в децентрализованном интернете.

В начале 2018 года в броне Facebook обнаружился недостаток, который мог стать причиной для восстановления оригинальной концепции Blockstack. В марте многочисленные СМИ сообщили, что фирма Cambridge Analytica, специализирующаяся на политическом консультировании, приобрела персональные данные 87 млн пользователей Facebook и продала их политикам, в числе которых бывший кандидат в президенты США Тед Круз и действующий президент США Дональд Трамп.

 

Обнаружение сети сложных операций, направленных на использование данных пользователей Facebook с конечной целью повлиять на выборы, привело к разгоранию старых споров о том, кто должен владеть сведениями о личности на глобальном уровне. Ши надеется, что эта проблема в итоге породит спрос на новый вид социальных сетей, которые, как и биткоин, не нуждаются в централизованном контроле.

«Эйфория вокруг криптовалют подстегнет интерес к децентрализованным приложениям, — считает Ши. — И децентрализованные социальные сети могут стать крупнейшей группой, которая от этого выиграет».

Blockstack отвел $1 млн на посевное финансирование тех, кто пытается с помощью его технологии перевернуть существующую бизнес-модель социальных сетей с ног на голову. Деньги будут по частям переданы разработчикам и командам, у которых будет три месяца на создание любой социальной медиаплатформы: от максимально локальных групп до полноценных клонов Facebook, где пользователям будет предоставлен контроль над их собственными данными. Кроме того, у получателей средств будет доступ к разработанному компанией инструменту для работы с персональными данными, основанному на блокчейне, под названием Blockstack ID и нативной системе хранения под названием Gaia, цель которой состоит в том, чтобы предоставить пользователям множества децентрализованных приложений (так называемых дэппов) контроль над их данными.

 

Вышеупомянутый $1 млн был получен в ходе ICO Blockstack в декабре 2017 года, которое было проведено в точном соответствии с требованиями SEC (Комиссии по ценным бумагам и биржам США). Через три месяца после первоначальных вложений получатели средств могут рассчитывать на дальнейшее финансирование из фонда Signature Fund объемом в $25 млн, созданного Blockstack для более традиционных венчурных инвестиций.

Несмотря на то что братья Уинклвосс участвовали в создании Facebook на ранних стадиях, Ши говорит, что компания еще не воспользовалась их опытом. «Очень полезно вовлекать таких людей, как они, и мы обсуждали возможность сотрудничества, — говорит Ши, — но до дела еще не дошло». Представитель Winklevoss Capital, которая инвестировала во множество других блокчейн-стартапов, отказался дать комментарии.

В 2015 году Ши и Муниб столкнулись с трудностями при продвижении их платформы OneName, но сейчас похожие модели приобрели популярность среди разработчиков блокчейн и других сторонников так называемой суверенной идентичности. Вдобавок к конкуренту Twitter, которого сейчас разрабатывает Blockstack с использованием все более популярной базы исходных кодов Mastadon, социальные сети вроде Steemit были созданы с нуля в расчете на криптовалюты, а традиционная социальная сеть Kik даже готовит собственную криптовалюту.

В действительности сама криптовалюта может оказаться второй брешью в броне Facebook. Несмотря на повышенное внимание к безопасности персональных данных, возникшее после скандала вокруг связи Facebook с Cambridge Analytica и хакерской атаки на кредитное бюро Equifax в прошлом году, пользователи Facebook сохраняют верность платформе, согласно данным множества отчетов. Проблема в том, что социальная сеть — как и любой бизнес, который полагается на сетевой эффект, — настолько успешна, насколько многочисленны ее пользователи.

Преодолеть нехватку критической массы, с которой сталкиваются эти первопроходцы, теоретически позволят токены, подобные эфиру. Предоставив ранним пользователям зарождающихся социальных сетей (вроде Steemit) доступ к токену, который в будущем будет расти в цене и давать им доступ к сервису, разработчики могут создать стимул присоединиться к сети задолго до того, как сетевой эффект позволит ей конкурировать с состоявшимися централизованными социальными сетями, такими как Facebook и Twitter.

 

«Вероятно, у некоторых сетей будут опции с токенами, когда они будут выдавать первым пользователям токены, за которые можно будет приобретать различные функции, — сказал Ши, по аналогии с моделью Kik, но добавил: — Я думаю, что будут и соцсети без криптотокенов».

Конкуренцию Facebook и Twitter могут составить не только стартапы в сфере социальных сетей, по словам новатора кибербезопасности Кристофера Аллена. Он работает главным архитектором биткоин-стартапа  Blockstream, получившего $151 млн венчурного финансирования, а также известен фразой «суверенная идентичность», которую ввел в рамках его серии мастер-классов Rebooting the Web of Trust.

Среди наиболее известных сторонников концепции, стремящихся предоставить пользователям функции независимой идентификации, — Hyperledger Indy с открытым исходным кодом, созданная Sovrin Foundation. Hyperledger Indy фокусируется на создании универсальной платформы, которая давала бы пользователям полный контроль над собственными персональными данными.

«Суверенная индентичность — это не просто блокчейн, — поясняет Аллен. — До определенного предела это идеология, которая посвящена человеческой, настоящей стороне вещей, и означает, что нам следует уважать личность».

 

По словам Аллена, который написал протокол, обеспечивающий безопасность большей части современной электронной коммерции, последствия централизованного контроля над персональными данными затрагивают весь интернет. Просто Facebook с более чем 2 млрд пользователей — удобный пример для иллюстрации негативных побочных эффектов централизованного контроля над персональными данными.

«В конце концов Facebook ими владеет, и вот почему они могут продавать информацию третьим лицам», — заявил Аллен.

Кажется, CEO Facebook Марк Цукерберг отлично понимает, какую угрозу для него представляют недавние инциденты. В ежегодном посте, где Цукерберг пишет о «личных целях», которые ставит сам для себя, он признает в заключение, что криптовалюты и другие технологии на основе шифрования могут «забрать власть у централизованных систем и вернуть ее людям. Но вместе с тем существует риск, что они выйдут из-под контроля». Цукерберг добавил: «Я хотел бы глубже погрузиться в тему и изучить положительные и отрицательные аспекты этих технологий, а также способы их использования в наших сервисах».

Пока Цукерберг начинает самостоятельно изучать, как блокчейн и криптовалюты могут помочь или навредить его бизнесу, проект Blockstack по созданию социальной сети продолжит развиваться. В мае планируется объявить о более крупном децентрализованном акселераторе для разработчиков приложений, который сфокусируется на широком спектре централизованных предприятий.

 

Тем временем Ши продолжает использовать Facebook. Он поясняет, что пока не появилось что-то лучше, но приходится применять расширение к Chrome и блокировщик рекламы, что позволяет минимизировать объем данных, доступных социальной сети.

«Не стоит удалять свой профиль на Facebook, — говорит он и добавляет: — Пока не появится достойная замена, чтобы вы могли с достоинством уйти».

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+