Загадка Лихтенштейна. Почему блокчейн процветает в одной из самых маленьких стран мира
С населением в 40 000 человек и всего одной больницей Лихтенштейн — совсем крохотное государство, но низкие ставки налогов превратили его в тихую гавань для финансовых учреждений. Это одна из причин, по которым сейчас здесь зарегистрировано больше компаний, чем граждан. Наследный принц Лихтенштейна Алоиз дает криптовалютному сообществу понять, что его княжество, приютившееся между Швейцарскими Альпами и Австрией, — самое подходящее место для их бизнеса. И это работает.
Встречайте Лихтенштейн
В 2013 году Янислав Малахов активно участвовал в создании Ethereum, самой значимой в мире криптовалюты после биткоина. Сегодня он создает новую блокчейн-платформу под названием Aerternity, которая, как он убежден, будет лучше масштабироваться и предлагать смарт-контракты с меньшими издержками, чем любые другие существовавшие ранее проекты.
Где он решил основать новое предприятие? Малахов рассказал Forbes, что Лихтенштейн стал очевидным выбором.
Королевское приглашение
В 2016 году Малахов случайно встретился на конференции с одним из принцев Лихтенштейна, который рассказал ему об интересе княжеской семьи к криптовалютам. Прошло два года. После встреч с местными регуляторами и налоговыми органами Малахов решил, что для его нового стартапа есть только одно подходящее место.
«Они не вводят никаких финансовых стимулов, но они заметно упрощают процесс создания криптовалютного бизнеса», — говорит он. Можно открыть компанию без банковского счета, просто используя биткоин или Ethereum. Малахов вспоминает, что основал Aerternity с количеством эфириума, эквивалентным 50 000 швейцарских франков.
К тому же причудливые долины и сказочные замки Лихтенштейна очаруют любого предпринимателя. «Это чудесная долина в Альпах, сегодня очень облачно, но обычно здесь красиво», — говорит Малахов. Но похоже, привлечение бизнесов, основанных на криптовалютах и блокчейне, — лишь часть планов Лихтенштейна.
Окно в Европу
Лихтенштейн входит в Европейскую экономическую зону, но не в Европейский союз. Важно, что финансовые учреждения, зарегистрированные здесь, включая и те, что работают с криптовалютами и блокчейном, могут обойти многие обременительные требования ЕС, продолжая вести деятельность по всему континенту благодаря правилам проведения финансовых операций.
Отчасти поэтому банки Лихтенштейна продолжают осуществлять инвестиции в криптовалюте от лица своих клиентов и даже предлагают консультации по ICO в то время, как остальной финансовый сектор Европы избегает цифровых валют. В прошлом месяце наследный принц Алоиз даже намекнул, что скоро его королевское семейство может начать пользоваться блокчейном для повседневного управления государством, и он упомянул о том, что собирается перевести часть активов семьи в цифровые токены.
Явная поддержка Алоиза уже дает свои плоды. Сейчас ежемесячные встречи по блокчейну в столице страны городе Вадуц привлекают сотни участников от совсем новых крипто-стартапов вроде Chainium and Vimana — неплохо для страны размеров Лихтенштейна.
Малахов верит в светлое будущее блокчейн-компаний в Лихтенштейне, он даже развивает первое в княжестве рабочее пространство, которое могло бы быть полностью отдано блокчейну. Впереди еще долгий путь, в стране такого размера, конечно, ощущается как нехватка специалистов, так и традиционного венчурного финансирования. Но несомненно, что альпийские леса Лихтенштейна еще никогда не были так привлекательны для криптовалютных компаний.
Перевод Натальи Балабанцевой