К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Меняйся или умри: как телеком-операторы будут конкурировать с интернетом из космоса

Фото Jeff Roberson / AP / TASS
Фото Jeff Roberson / AP / TASS
Ситуация на рынке заставляет телекоммуникационные компании менять бизнес-модель, а Илон Маск может еще и ускорить процесс разрушения их привычного бизнеса

В обозримом будущем глобальный телеком-рынок ждут перемены, если сбудутся грандиозные планы Илона Маска и его конкурентов. Компании, подобные SpaceX и OneWeb, в ближайшем будущем планируют раздавать интернет по всему миру. Опуская момент роли госрегулирования этих процессов, можно сказать, что инфраструктура Ростелекома и большой четверки при удачном запуске систем может остаться за бортом. Как могут мобильные операторы на земле бороться с тем, чтобы эффективно конкурировать с интернетом из космоса?

Ответ на вопрос — как именно меняться. Операторы пытаются найти его уже несколько лет. Телеком в России подхватил международный тренд на диверсификацию бизнеса и поиск новых рынков на основе существующих ресурсов и знаний о своих абонентах.

Крестовый поход за контентом

Например, в прошлом году «Мегафон» купил Mail.ru Group, что позволило оператору увеличить долю своих «цифровых абонентов». Это пользователи мессенджеров, соцсетей, онлайн-кинотеатров и прочих онлайн-сервисов. Соответственно, все сервисы и ресурсы, контролируемые «мэйлом», теперь попадут в орбиту «МегаФона» — «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир», Delivery Club, ICQ, а также другие проекты, в том числе и игровые. Пользователи уже ощутили тотальное присутствие оператора в онлайне — контекстной рекламы на ресурсах Mail.ru Group и его популярных соцсетях стало заметно больше.

 

Тогда же, в прошлом году «Билайн» запустил свою интернет-платформу VEON. Приложение позволяет общаться с друзьями, смотреть фильмы, слушать музыку, читать новости, а также следить за акциями и скидками в любимых магазинах. При этом пользоваться приложением абоненты «Билайн» смогут даже при отрицательном балансе — трафик внутри VEON не тарифицируется.

Месяц назад  МТС приобрел сервисы Ponominalu и Ticketland. По данным оператора, на них приходится четверть российского рынка продажи билетов в кино, театры и на спортивные мероприятия. Причем для МТС это не первый шаг за пределы телеком-бизнеса. Например, в середине января оператор  купил киберспортивный клуб Gambit Esports. Интеграция с цифровыми сервисами и рынком киберспорта даст оператору дополнительные маркетинговые инструменты и  возможность разработки продуктов для геймеров.

 

Виртуальные игроки

А Теле2 подошел к развитию рынка с другой стороны. Стремясь быстрее выйти на Москву и Санкт-Петербург, компания отдала свою инфраструктуру в аренду сразу нескольким MVNO — в конце прошлого года на их сетях были запущены виртуальные операторы нескольких крупных банков. Исходя из опыта, успешность этих проектов будет зависеть напрямую от способности найти свой сегмент.

Например, четко определившись, что наша аудитория — самозанятые и представители микробизнеса, а это, по данным уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, в России порядка 20 млн человек, мы получили ARPU-абонентов в среднем в два раза больше, чем у абонентов массмаркета. Остальные операторы пока с осторожностью смотрят на этот варианты работы, но, думаю, в скором времени тренд подхватят и они.

Интернет вещей

Помимо перечисленных направлений в ближайшие годы в работе мобильных  операторов есть и другая тенденция — внедрение технологий Iot-сервисов и М2М. Для успешной работы интернета вещей необходимы два важных аспекта — доступность сервисов и надежность хранения данных. И если операторы решат активнее сотрудничать со стартапами в области облачных сервисов и облачных вычислений, получится перспективное и бурно развивающееся направление. Например, технологию «умный дом» рынок давно ждет. Утро определенно будет добрым, если «дом», прекрасно зная, во сколько вы уезжаете на работу, сварит вам к нужному  времени вкусный кофе, а зимой прогреет машину.

 

И, конечно, вы будете приезжать с удовольствием в свою квартиру, которая напичкана различными технологическими помощниками, среди которых, например, робот-пылесос, убирающий не только пыль, но и очищающий и увлажняющий воздух, приборы, работающие в фазах экономического потребления воды и электричества, умные энергосберегающие жалюзи и прочее. Кстати, стартап Flipflic как раз развивает автоматические оконные жалюзи, работающие на солнечной энергии. Или Virt2real — платформа для удаленного управления и видеотрансляций через WiFi, 3G/4G и Internet — тут все возможности по «умному» видеонаблюдению.

Большие данные

Здесь логично перейти к стратегическим перспективам развития мобильных операторов —  разработке собственных алгоритмов Big Data. Вложения именно в эту работу позволят получить большое преимущество в эру разветвленного спутникового интернета. Ведь все данные о потребителях контента у большой четверки уже будут — пол, возраст, интересы, покупки, доходы (помним про банки), потребность в связи, наличие подключенных к сети гаджетов (нам же обещают, что холодильник сможет заказывать сам доставку молока из магазина — по крайней мере компания Samsung презентовала такой еще в 2016 году). Умение качественно обрабатывать эти данные — главное, ведь потом это успешно можно монетизировать.

Одним из примеров может быть внедрение технологий блокчейна в сочетании с  четкой системой данных, отобранных по определенному алгоритму, которые позволят автоматизировать, например, налоговые сборы или промышленные производства  страны. Федеральная налоговая служба запустила проект с использованием Big Data по отслеживанию цепочки плательщиков НДС и пресечению мошенничеств по его уводу. Технологии больших данных у нас в стране были внедрены на Магнитогорском металлургическом комбинате, «Газпром-нефти» и «Сургутнефтегазе». Эффективному скорингу банков операторы тоже могут помочь — именно на основе их данных можно будет автоматически определять, можно ли давать кредит человеку или нет.

Но самые глобальные изменения новые технологии — нейросети, Big Data, блокчейн — способны привнести в здравоохранение. Передача данных носимых пациентами гаджетов может спасать жизни, внедрение повсеместных медицинских электронных карт позволит вести глобальную аналитику заболеваний и предупреждать их, разрабатывать новые протоколы лечения, а  главное — оказывать превентивные меры. В России этот тренд пока в зачаточном состоянии, но, например, в Англии  работает компания Patient Knows Best, которая на основе карточек пациентов может прогнозировать количество их посещений лечебного учреждения, тем самым оптимизируя загруженность расписания врачей. В России, например, разработан термометр-пластырь, который передает данные на мобильный телефон пользователя.

Кто знает о нас все

На данный момент компании, работающие на инфраструктуре большой четверки, например виртуальные операторы, — помощники в достижении новых целей, они позволяют снизить  расходы «большого брата» на рекламу и маркетинг, высвобождая их ресурсы на стратегически перспективные разработки. Да, это задачи масштабные, но кто начнет первым, тот приобретет большой опыт и сможет выстоять в эру спутникового интернета.

 

Потребители в итоге останутся только в плюсе. Трансформация телеком-индустрии в любом случае приведет к качественно другому сервису — доходы, медицинское обслуживание,  налоги, кредиты, покупки, управление техникой, связь — консолидируются все в одном месте, как в китайском Wechat, а традиционная модель мобильных операторов окончательно изживает себя.

Эта ситуация угрожает не только мобильным, но и традиционным телеком-операторам. Однако, если единое направление развития, по которому они движутся сейчас, ошибочно, то в этом случае  их может ждать либо глобальное перерождение, либо место в истории рядом с такими компаниями, как «Кодак». Полагаю, для операторов осталось два пути: либо они меняются, либо уходят в прошлое.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+