В середине 2020-х годов NASA Белый дом может прекратить финансирование Международной космической станции. Станет ли эта перспектива решительным шагом к будущему или положит начало упадку космической отрасли?
Как сообщал портал The Verge, проект бюджета NASA на 2019 год фигурирует идея о «прекращении прямого финансирования МКС федеральным правительством к 2025 году». Отказ от своего вклада NASA развитие МКС освободит $3-4 миллиарда из $87 бюджета организации.
Этот шаг соответствует новой Директиве о космической политике президента США Дональда Трампа, космические планы которого предполагают переориентирование деятельности NASA и частного сектора на освоение Луны и небесных тел Солнечной системы.
Несмотря на то, что проект бюджета NASA может измениться до окончательного утверждения Конгрессом, перспективы спокойной работы в ближайшие годы — последнее, на что могут рассчитывать в космическом агентстве.
С одной стороны, кризис NASA усугубляется ситуацией с руководством — агентство уже больше года функционирует без директора, находясь под управлением исполняющего обязанности руководителя Роберта Лайтфута. Конгрессмен-республиканец от Оклахомы Джим Бриденстайн, которого администрация Трампа видит будущим главой NASA, никак не может получить одобрение в Сенате из-за давления демократов, видящих в нём фигуру, неспособную возглавить организацию — сенатор, несмотря на свой интерес к космической политике, не имеет научного «бэкграунда».
С другой, в давлении администрации Трампа есть логика — 2018 год ознаменуется запуском на Луну индийской автоматической станции «Чандраян-2», а в перспективе специалисты космической отрасли ждут старта лунной миссии КНР «Чанъэ-5». Даже имея в списке задач создание совместно с «Роскосмосом» окололунной станции (начало работ запланировано на середину 2020-х годов), США рискуют упустить новый этап развития освоения космоса.
Полетят ли щепки
Выход из программы МКС может обернуться не переориентировкой средств и расцветом программ по освоению Луны и Солнечной системы в целом, но стать началом упадка космической отрасли, в том числе и активно развивающегося частного сектора, полагает сенатор Билл Нельсон.
Самым ярким примером является Space X, компания, которая в 2017 году неоднократно успешно использовала свой космический грузовик Dragon для доставки грузов на МКС. В случае, если NASA прекратит участие в МКС, компания Илона Маска понесёт финансовые, но, что важнее, репутационные потери, а также лишится возможности испытывать свои аппараты в условиях реальных миссий.
В то же время, перспектива отказа NASA от участия в проекте МКС может стимулировать развитие частных космических станций.
Ряд компаний, в том числе Axiom Space, Bigelow Aerospace and NanoRacks предлагают концепцию коммерческих космических станций. В этом случае предприятия также могут столкнутся с угрозой, в результате которой им придётся не сотрудничать между собой, на выживать в условиях жесткой борьбы.
«В правительстве, в NASA, по-прежнему пытаются понять, как сделать, чтобы был один победитель», — заявил Джефф Менбер, директор NanoRacks.
Он отметил, что рынок, а не NASA должен решать повестку дня в мире, где МКС утратит свое нынешнее значение. Идея о прекращении финансирования МКС, как видно из сотрудничество NASA с Роскосмосом в уже упомянутом вопросе освоения Луны, не является результатом планомерного курса на отход от интернационального партнерства.
Давление со стороны новых агрессивных акторов космической деятельности и политики вынуждает США искать компромисс и высвобождать средства для конкурентной борьбы за будущее. Станет ли жертвой такого компромисса МКС – один из самых глобальных и дорогих проектов человечества — вопрос, все еще остающийся открытым.
Перенос фокуса NASA на Луну и освоение Солнечной системы невозможен без государственно-частного партнерства. Этот двойственный шаг способен как сократить активность ряда частных компаний, лишив их доли заказов, так и наоборот — дать надежду проектам, направленным за пределы орбиты Земли, как, например, участникам Google Lunar X Prize, оставшимся ни с чем.
В конце-концов, человек всегда смотрел на звезды, а МКС, находящаяся всего в 400 километрах над нашими головами — лишь ступень на пути к ним.