К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Политика кнута и пряника: какую страну выбрать для ICO

Фото Roberto Machado Noa / LightRocket via Getty Images
Фото Roberto Machado Noa / LightRocket via Getty Images
Одни страны пытаются создать максимально комфортные условия для проектов, другие, например, Китай, запретили процедуру полностью. Но даже в странах, где разрешен сбор криптосредств, условия различаются для компаний из разных сфер бизнеса

2017-й год по праву можно назвать годом ICO (initial coin offering, аналог IPO): мир повсеместно охватил бум размещений, в рамках которых стартапы по всему миру привлекли более $3 млрд инвестиций (по состоянию на октябрь 2017 года).

Однако законы не поспевают за бурным развитием технологий, и государства озаботились ICO только сейчас. Причем подходы юрисдикций разительно отличаются: если одни страны пытаются создать максимально комфортные условия для проектов, другие, например, Китай, запретили процедуру полностью. Автор разобрался, каких подходов придерживаются власти и где выгоднее всего провести ICO вашей компании.

Последнее китайское предупреждение

В начале сентября Народный банк Китая совместно с другими организациями – Комиссией по регулированию ценных бумаг, Комиссией по регулированию банковской деятельности – объявил ICO несанкционированной незаконной деятельностью по сбору средств и ввел запрет на первичное размещение токенов, а после – и криптовалютных бирж. При этом на долю китайских криптоэнтузиастов приходится заметное число майнеров биткоина, не говоря о других цифровых валютах. Для многих эта новость стала неприятным, но ожидаемым сюрпризом. В то же время в решении Китая есть и хорошая новость для соседних стран: фактически, Пекин подтолкнул местных держателей криптовалют к экспансии в соседние юрисдикции, в первую очередь — Сингапур и Гонконг.

 

На сегодняшний день Сингапур является одной из самых продвинутых криптовалютных стран. Токены, которые и являются необходимым инструментом при проведении ICO, здесь официально легализованы. Местное законодательство определяет токен как криптографически защищенное представление прав держателя на получение выгоды или осуществление определенных функций, гарантирующие пользователю инвестиционные возможности. В ближайшее время ICO здесь будут законодательно закреплены. При этом Валютное управление Сингапура (MAS) совместно с экономическим отделом полицейского управления озаботилось судьбой цифровых вкладчиков и выпустило перечень рисков, относящихся к ICO-проектам.

В частности, опасения властей вызывает отсутствие у проекта инкорпорации на территории Сингапура, отсутствие достоверной и проверенной информации об эмитентах или продавцах токенов, отсутствие гарантий ликвидности токенов на вторичном рынке, голословные обещания о высокой доходности токенов и риск участия в отмывании доходов. Чиновники рекомендовали обращаться в MAS для проверки информации об ICO-проектах с целью минимизировать риски.

 

Гонконг, в отличие от остального Китая, также пошел по либеральному пути Сингапура. В заявлении Комиссии по фьючерсам и ценным бумагам Гонконга описан статус токенов, которые могут расцениваться как инвестиционные инструменты в зависимости от определенных свойств токенов. Например, если токены предоставляют имущественные или корпоративные права, являются паями в коллективной схеме инвестирования или долговыми инструментами. Такие токены являются легальной частью регулируемой финансовой деятельности, а компании, осуществляющие работу с криптовалютами, должны получить лицензии и разрешения. При этом для осуществления деятельности по обмену токенов на фиатные валюты или криптовалюты могут потребоваться специальные лицензии и разрешения, отмечается в исследовании Deloitte «Обзор регулирования ICO. Изменения по ключевым юрисдикциям».

Рассматривать Сингапур или Гонконг стоит тем командам, чьи проекты требуют высокотехнологичного производства (близость к центрам производства), имеют финтех-направленность, а токены позиционируют как цифровой товар. В случае с Гонконгом, все же, стоит помнить о сильном влиянии Китая и, как следствие, возможных законодательных рисках.

Новый цифровой свет

Канада подарила миру один из самых ярких блокчейн-проектов, а также вторую по капитализации криптовалюту мира — эфириум. Оттава активно продвигает цифровую экономику: финансовый регулятор Канады (CSA) указал на возможность применения закона о ценных бумагах к ICO при наступлении определенных фактических обстоятельств, приравняв токены к инвестиционным инструментам. При оценке токенов используется тест, аналогичный американскому Howey тесту, а именно – четыре критерия инвестиционного контракта. При соблюдении этих условий проект ICO может быть официально зарегистрирован.

 

Кроме того, CSA указал на дополнительные факторы, которые могут свидетельствовать о том, что токены являются инвестиционными инструментами. В частности, если создатели проекта проводят маркетинговую краундфандинговую кампанию, ориентированную на широкую публику, или получают значительный капитал от большого числа инвесторов. Компании могут быть освобождены от необходимости соблюдения требований законодательства о ценных бумагах, если они обращаются в CSA с заявкуой на участие в финтех-инициативе Regulatory Sandbox и получают одобрение. Оттава затронула и тему бирж криптовалют, указав требования, которым они должны соответствовать: проведение due diligence криптобирж, соблюдение требований по идентификации; следование AML-процедурам (борьбы с отмыванием денег) и надлежащее ведение отчетности.

При этом в Канаде также серьезно озабочены защитой вкладчиков. В марте 2017 года Комиссия по ценным бумагам провинции Онтарио (OSC) предупредила о том, что товары или активы, продвигаемые с использованием технологий блокчейна, могут подлежать регистрации в законодательно установленном порядке. В частности, ICO, где высока вероятность мошенничества и спекуляций. «Некоторые способы использования этой инновационной технологии могут подпадать под нормы законодательства о ценных бумагах. Мы поддерживаем конструктивный диалог с такими компаниями, в частности, в вопросе о защите прав инвесторов», — подчеркнула комиссия.

В отличие от Канады, соседка с юга, напротив, выбрала политику закручивания гаек, максимально жестко зарегулировав ICO. Для этого были все основания: в конце апреля 2016 года децентрализованный инвестфонд на блокчейне The DAO собрал $150 млн в рамках продажи токенов. А спустя месяц хакерам удалось украсть свыше $50 млн из-за ошибки в коде платформы. В результате Комиссия США по ценным бумагам и биржам (SEC) обратила пристальное внимание на другие проекты, приостановив публичные торги ценными бумагами компаний First Bitcoin Capital Corp., CIAO Group, Strategic Global и Sunshine Capital. Попутно Комиссия предупреждала о возможных манипуляциях на крипторынке и указывала на распространенность практики pump-and-dump в подобных проектах – классической схемы биржевого мошенничества, когда инсайдеры раскручивают определенную акцию на слухах с расчетом на быструю прибыль. Подобные действия на американском рынке законодательно запрещены.

В то же время в июле этого года Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) фактически приравняла ICO к выпуску обычных акций. Однако жестко урегулировала процедуру: отныне операции, проводимые с помощью технологии блокчейн, обязаны соответствовать федеральным законам о ценных бумагах, а виртуальные эмитенты обязаны регистрироваться для выпуска токенов.

Сопредседатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Стивен Пейкин придерживается категоричной позиции в этом вопросе: в сентябре он разнес ICO в пух и прах, посетовав, что инвесторы не оценивают огромные системные риски, которые представляет киберпреступность. Незадолго до этого SEC учредила группу предполагаемых экспертов финансовых технологий для выдачи сертификатов и оценки достоинств ICO.

 

Проводить ICO в Канаде или США стоит тем проектам, которые готовы сразу вложиться в услуги юристов и пройти выполнение всех требований регуляторов. Это сложно и дорого, но зато открывает двери для крупных инвесторов. Направления проектов: медицина, ИТ, legaltech.

Маленькие гиганты большой индустрии

Остров Мэн — владение Британской короны в Ирландском море — давно на слуху у юристов и финансистов, а теперь — и криптоэнтузиастов. Мэн стал одним из первых государств, легализовавших проведение ICO, о чем напомнил в сентябре 2017 года Брайан Донеган, отвечающий за финансовые технологии и диджитал-девелопмент в Департаменте экономического развития. Его ведомство разработало ряд правил, позволяющих порядочным предпринимателям совершать ICO. Под порядочными бизнесменами подразумеваются те люди, которые соблюдают AML- и KYC-требования («узнай своего клиента»).

Донеган связывает с криптоиндустрией грандиозные надежды: «На основании нашего понимания и анализа рынка ICO, для нас это является огромным вертикальным рынком». При этом он оговорился, что проекты, нацелившиеся на ICO, ждет жесткий отсев, и не все получат карт-бланш. «Если говорить о тех заявках на проведение ICO, которые мы получали за последнее время, положительный ответ получала только одна из десяти компаний», — заявил он и подчеркнул, что правительство острова в первую очередь думает о защите клиентов и недопущении на рынок нечестных на руку игроков. Теперь власти острова планируют разработать законопроект, который окончательно легализует статус токенов. Однако пока не ясно, в каком виде.

Остров Мэн можно расценивать как некий упрощенный вариант США. На выполнение законодательных формальностей придется потратить время и деньги, но это будет проще, чем в США. По направлению проектов нет особых преимуществ.

 

Израиль, несмотря на небольшие размеры, давно является одним из лидеров цифровой индустрии. Мода на стартапы охватила страну 20 лет назад, когда четверо программистов из Тель-Авива выпустили бесплатный мессенджер ICQ (она же «аська»), а вскоре продали мессенджер более чем за $400 млн.

Вот и теперь Израиль пытается вскочить на подножку перемен и оседлать цифровой ветер. Израильский регулятор рынка ценных бумаг (Israeli Securities Authority) в августе сформировал комитет под началом главы корпоративного отдела Моти Ямина и экономиста Гитит Гур-Гершгорена, который займется разработкой правил регулирования ICO и использования связанных с ним технологий.

Перед членами комитета поставили задачу к концу декабря подготовить отчет, который будет включать пять главных пунктов: анализ правил шифрования в разных странах для оценки легитимности биткоина и иных криптовалют, четкое определение финансовой сущности ICO и его совместимость с другой финансовой деятельностью, нормативные основы для легализации процедуры, правила защиты израильских инвесторов от неконтролируемых инвестиций, потенциальное сотрудничество с другими регулирующими органами и технологией блокчейн в целом.

Израиль в наибольшей степени подойдет командам, специализирующимся на проектах ИТ и медицинского направлений, т.к. у них появится возможность использовать развитую инфраструктуру и обширный нетворкинг.

 

Швейцарская обособленность

Швейцарский парламент еще в 2013 году выступил за то, чтобы приравнять биткоины к иностранным валютам. На сегодняшний день европейская страна является одной из самых благоприятных юрисдикций для криптопроектов и общественных блокчейнов, здесь уже давно работают автоматы, принимающие биткоины к оплате.

Однако процедура ICO в стране не до конца урегулирована. В начале сентября 2017 года швейцарская некоммерческая организация Crypto Valley Association (CVA), поддерживающая развитие технологии блокчейн, объявила о начале разработки «Кодекса проведения ICO», к работе над которым присоединились специалисты по праву, налогообложению, бухучету и кибербезопасности. «Быстрый рост выпуска токенов вызвал обеспокоенность по стабильности и безопасности, и как лидер этой области мы ответственны за поддержку отрасли», — заявил председатель CVA Оливер Буссманн. Он отметил, что растущие продажи токенов наглядно подтверждают, что ICO являются вдохновляющим и инновационным подходом к привлечению инвестиций. «В связи с этим мы считаем, что Швейцария должна поддержать эту тенденцию, подготовив четкое, понятное, но гибкое регулирование, которое разъяснит правовой статус ICO и произведенных токенов», — заключил председатель, при этом не указав, когда ожидается окончание работы над дорожной картой, которая наверняка ляжет в основу местного законодательства.

Рассматривать Швейцарию стоит многим командам: здесь нет сильного фокуса на какое-либо направление, но главное помнить про дороговизну этой страны. Поэтому, если вам требуются большие производственные или трудовые ресурсы, то под размещение в Швейцарии нужно привлекать в разы больше инвестиций.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+