К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

$100 000 за президента США. Могли ли русские выбрать Трампа вместо американцев

Фото Noah Berger / AP / TASS
Фото Noah Berger / AP / TASS
Пока суммарные траты на связанную с Россией подозрительную рекламу оцениваются технологическими компаниями в десятки или сотни тысяч долларов. Могли ли они повлиять на президентскую компанию Дональда Трампа, в которой на digital было потрачено $59 млн

Microsoft запустил внутреннее расследование по возможной покупке «российскими агентами» рекламы для оказания влияния на выборы в США на платформах корпорации, сообщает агентство Reuters со ссылкой на представителя компании. В Microsoft подчеркнули, что корпорация намерена предпринять шаги в том случае, если ее платформы использовались для «неправомерной деятельности».

«Мы серьезно относимся к информации о неправильном использовании нашей платформы. Поэтому мы ведем расследование, и если будет обнаружена какая-либо неправомерная деятельность, то мы предпримем шаги для минимизации подобного неправильного использования (платформы Microsoft) в будущем», — уточнил представитель компании. Компания планирует выяснить, покупали ли россияне рекламные объявления в поисковой системе компании Bing или других принадлежащих Microsoft продуктах и платформах в ходе предвыборной гонки в США.

Google

С соответствующим объявлением Microsoft выступила после появления сообщений о том, что Google из-за статьи The Washington Post о «российских агентах» поможет в расследованиях США по «вмешательству России» в выборы. Google в ответ на призыв американских властей пообещал внимательно изучить попытки злоупотребления своими системами и оказать помощь в текущих расследованиях в США.

 

По информации источников The Washington Post, Google обнаружила, что связанные с Россией пользователи потратили десятки тысяч долларов на рекламу на платформах этой компании, в частности, YouTube и Gmail. Конкретных цифр компания не приводила. Как выяснили в Google, реклама была направлена на распространение «дезинформации во время президентских выборов в США в 2016 году». Как указывала газета, компании удалось найти связанную с Россией рекламу на основании данных социальной сети Twitter, которая также решила сотрудничать с американскими властями по этому вопросу. Источники отметили, что поисковик рассматривает рекламу общей стоимостью менее $100 000 и пока устанавливает, была ли реклама связана с российской «фабрикой троллей» или же это были традиционные рекламные кампании.

Facebook

Первой среди всех технологических компаний о возможном влиянии России на выборы в США заговорила соцсеть Facebook, которая передала в комитет по разведке палаты представителей конгресса США подборку из 3000 рекламных сообщений, размещенных, по данным компании, Россией. Все объявления были связаны с 470 страницами и аккаунтами, зарегистрированными в социальной сети. Изначально глава социальной сети Марк Цукерберг утверждал, что в ходе президентской предвыборной кампании в США «российские» боты якобы покупали рекламу в этой социальной сети, чтобы оказать влияние на исход гонки.

 

По данным The Washington Post, покупкой рекламных роликов в соцсети занималась «фабрика троллей, известная продвижением пропаганды Кремля». «Мы считаем, что граждане имеют право знать о том, что произошло во время выборов в 2016 году, и мы предоставили ту информацию, которой располагали»,— приводил Bloomberg слова топ-менеджера компании Колина Стретча. Как распоряжаться переданными сведениями, должен решать американский конгресс, отмечали в Facebook.

Цукерберг предложил также программу по защите прозрачности выборов на будущее, которая, в частности, включает надзор за выборами президента в других странах и найм 250 новых сотрудников, которые займутся исключительно проблемой постороннего вмешательства в выборы. Пользователи Facebook тут же поинтересовались, когда миллиардер сам планирует баллотироваться в президенты США.

Twitter

Twitter также подключился к расследованию и дал согласие на участие в слушаниях комитета по разведке сената Конгресса США в связи с приписываемыми России попытками вмешательства в президентские выборы 2016 года. Компании передали копии требуемых документов Роберту Мюллеру — специальному прокурору по расследованию «российского следа» в выборах. В Twitter рассказали, что в 2016 году закрыли более 200 аккаунтов, которые, предположительно, были связаны с Россией и в нарушение правил распространяли политическую рекламу.

 

В ходе очередных слушаний в комитетах по разведке Сената и Палаты представителей Конгресса США по вопросу «российского вмешательства» в американские выборы Twitter рассказал также, что российский телеканал RT в прошлом году потратил на рекламу в соцсети $274 100. Главный редактор RT Маргарита Симоньян на это ответила, что речь шла об обычной рекламной кампании. Другие детали содержания доклада от Twitter не раскрывались. В компании пояснили, что остаются методы и инструменты, о которых она не может говорить, «поскольку это только поможет злоумышленникам их обойти».

Капля в море

Технологические компании запустили соответствующие внутренние расследования после призыва американского Конгресса поделиться информацией о том, как российские операторы использовали социальные медиа, интернет-рекламу и другие цифровые инструменты, чтобы повлиять на исход выборов президента США в 2016 году и разжечь разлад в обществе США. Пока суммарные траты на связанную с Россией подозрительную рекламу оцениваются перечисленными компаниями в десятки или сотни тысяч долларов. При этом вся президентская компания избранного президента США Дональда Трампа стоила $429 млн, из которых $68 млн было потрачено на рекламу, а $59 млн — на digital. Миллиардер и глава государства также активно тратил средства на мерчендайзинг — кепки, футболки, флажки с предвыборной символикой. На это ушло более $14 млн. Могли ли на результаты выборов повлиять траты в сотню тысяч долларов?

«Никакого реального влияния на результаты выборов объем рекламы в сотни тысяч точно не окажет, максимум в отдельно взятом городе среднего размера. Необходимо также брать в расчет, что медийное пространство было перенасыщено сообщениями о выборах и кандидатах, рекламное сообщение в социальной сети, несмотря на любые таргетинги, просто теряется в таком потоке информации», — уверен Роман Нестер, CEO рекламной платформы Segmento. Он напомнил, что известная публичная programmatic-компания Rocket Fuel почти четверть своего годового оборота 2015 года в сотни миллионов долларов сделала на продвижении кандидатов к 2016 году. В качестве иллюстрации он напоминает, что затраты крупнейших брендов на digital-рекламу в США составляют миллиарды долларов, над ней трудятся сотни специалистов, обрабатываются терабайты данных. «Продать условную шоколадку, еще и со скидкой, в разы проще, чем продать кандидата в президента с учетом интересов конкретного региона и города, которые в США сильно различаются». В целом, все это напоминает попытку сыграть вокруг хайпа про «русских хакеров» — заключает Нестер.

Задний ход

Не всегда обвинения российской стороны во вмешательстве в жизнь общества и коммерческих компаний США подтверждается. Точнее, даже имена виновных оглашаются редко, но иногда госчиновникам приходится забирать свои слова обратно. The Intercept в конце сентября опубликовал статью, в которой обратил внимание на то, что далеко не всегда обвинения в адрес российской стороны в связи с американскими выборами оправдывались. В частности, по словам Гленн Гринуолд запущенная источниками в министерстве национальной безопасности США и растиражированная американскими СМИ история оказалась фальшивкой. Речь шла о попытках связанных с Россией хакеров взломать избирательные системы 21 штата в США.

Позже выяснилось, что системы штатов Висконсин и Калифорния, одних из самых важных штатов для исхода президентской гонки, не были атакованы хакерами. «На основании внешнего анализа можно сделать вывод, что IP-адреса Висконсина, против которого совершалось нападение, принадлежал Департаменту подготовки трудовых резервов, а не избирательной комиссии штата», — указали в министерстве национальной безопасности. В Калифорнии же, согласно последним данным американских властей, был атакован Департамент технологий.

 

Издание напоминает, что до этого The Washington Post обвинял Россию во взломе электросети США, а затем опровергал эту информацию; три штатных сотрудника CNN уволились на волне скандала со статьей о связях штаба президента Дональда Трампа и его советника Энтони Скарамуччи с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ); The Guardian пришлось опровергать собственное сообщение давних связях WikiLeaks с Кремлем. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков неоднократно заявлял, что Москва не имеет отношения к вмешательству в выборы в США.

Несколько дней назад и Facebook исключил упоминания России из доклада о выборах в США из-за отсутствия доказательств о вмешательстве Москвы в эти выборы. Google и Microsoft пока не изменили своей точки зрения.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+