Сексизм или профессионализм: сотрудник Google поставил весь мир в неудобное положение
В чем проблема?
В IT-индустрии существует очевидный гендерный перекос. До тех пор пока компании в долине просто зарабатывали деньги тем способом, который считали самым эффективным, до этого никому не было дела. Времена изменились. На топ-уровне вопрос быстро решили. Посмотрите, кто будет презентовать новый iPhone. Гендерное равенство на сцене гарантировано. Но программисты, инженеры и продукт-девелоперы — обычно мужчины. Факт, у которого может быть две фундаментальные причины:
- квалифицированных специалистов-женщин объективно меньше. Ровно на столько, на сколько различается число женщин и мужчин на позициях разработчиков в IT-компаниях. Различием в квалификации может объясняться и возможный разрыв в зарплатах.
- сексизм в индустрии.
В первом случае IT-компаниям нечего предъявить. Разве что иски от соискательниц, которые могут доказать, что им отказали в приеме на работу или продвижении на основании их пола. Ничего про такое не слышал. Во втором — их будут долго, болезненно тыкать носом в процентное распределение сотрудников и называть нехорошими словами.
Что написал Джеймс Деймор?
Деймор считает, что причина диспропорции — отсутствие достаточного числа подходящих кандидатов-женщин и развернуто объясняет почему. Последнее зря, об этом позже. Он пишет, что попытки решения проблемы «сверху» приводят к:
- дискриминации мужчин при приеме на работу. HR охотнее берут женщин и более строги к мужчинам, поскольку держат в голове необходимость улучшения гендерного процента;
- созданию внутренних программ и курсов, предназначенных только для женщин, что, по его мнению, так же признак дискриминации по половому признаку.
Что пошло не так?
Деймор — дипломированный биолог. Возможно, в его рассуждениях о том, почему женщины менее склонны делать карьеру в IT, есть рациональные зерна. Но это та тема, на которую в приличном обществе вообще не принято открывать рот. Все люди одинаково способны ко всему. Если есть какие-то отличия, то это или дискриминация, или общество с детства сформировало ложные ограничения. Усомниться хуже, чем взять вилку в правую руку. Откройте любую публикацию о меморандуме Деймора, там будет сказано, что это сексист, написавший, что женщины — люди второго сорта. Главные проблемы, которые он хотел затронуть, не обсуждаются.
Почему всем неловко?
Руководство Google должно теперь публично отмежеваться от позиции Деймора:
— Конечно же, женщины не меньше, чем мужчины, способны и хотят работать в IT.
— Тогда почему их настолько меньше в отрасли?
— Ну мы это, как бы сказать, даже не знаю, как объяснить.... но мы исправляемся. Мы активно меняем нашу HR-стратегию, создаем специальные программы и учебные курсы только для... Может быть, мы были плохими, но станем лучше.
Что на самом деле при этом подумали лидеры IT-индустрии, никто не узнает, потому что они ужасно политкорректные и вежливые.
Что я об этом думаю?
Академически вопрос различия способностей мужчин и женщин интересен, но с практической точки зрения не важен. Достаточно воспринимать каждого человека как отдельную личность, а не представителя пола или национальности, и проблем не будет. Любая дискриминация по полу, расе, возрасту, сексуальной ориентации не только экономически неэффективна, но и аморальна. Неважно, какими благими целями и прогрессивными идеями она прикрывается. Жаль, что эта дельная мысль, ради которой написан меморандум Деймора, останется незамеченной и необсужденной.