К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

ICO как инструмент для развития стартап-инфраструктуры

Фото Lucas Jackson / Reuters
Фото Lucas Jackson / Reuters
Для чего венчурному фонду и стартап-акселератору привлекать средства от участников рынка криптовалют? На что следует обратить внимание инвесторам и организаторам публичной распродажи криптографических активов – ICO?

Встречаясь на конференциях в Гонконге и Нью-Йорке, мы много обсуждали с моими партнерами механизмы финансирования для акселератора. И я предложил выступить инвестором акселератора, в свою очередь привлекая финансирование через механизм ICO, который бросает вызов практике, широко распространенной на венчурном рынке. Опыт оправдал ожидания — меньше чем за сутки нам удалось привлечь $5 млн, максимальная сумма в рамках проекта, которые будут направлены на финансирование 60-70 технологических стартапов.

Традиционные источники финансирования стартап-инфраструктуры и новый инструмент ICO

Традиционно венчурные фонды и стартап-акселераторы привлекают средства при помощи двух инструментов:

 
  • Спонсорская поддержка от государства или корпораций, которые формируют бюджет на проведение акселерации. Такой подход позволяет выделить перспективные отраслевые проекты для инвестирования, поглощения или интеграции в работу компаний..  
  • Финансирование, поступающее от частных инвесторов. Такой подход предполагает поддержку стартапов на ранних стадиях, чтобы в перспективе отобрать и вырастить лучшие из них, а затем выгодно продать доли в этих проектах.

Стартап-акселератор может финансироваться за счет инвестиционного фонда, в рамках которого он ведет свою работу. Такая модель реализована, например, в Y Combinator и 500 Startups.

Читать также: Где искать новых «цукербергов» и почему в стартапы на миллиард не приходят в акселераторы

 

При этом инвесторам необходимо учитывать, что ликвидность инвестиций в стартап-акселератор в рамках традиционных моделей ограничена. Возврат инвестиций только в случае успехов отдельных компаний.

Процесс привлечения инвестиций занимает в среднем 75% времени команды стартап-акселератора, сделавшего ставку на традиционные источники финансирования. На саму программу развития проектов остается совсем мало времени. Если масштабные акселераторы, такие как, например, Y Combinator и 500 Startups сформировали отдельные подразделения, занимающиеся фандрайзингом, то в менее крупных акселераторах, например, таких, как Starta Accelerator, в процесс привлечения финансирования оказывается вовлечена вся команда.

Инструмент ICO позволяет венчурным фондам и стартап-акселераторам привлечь финансирование с помощью выпуска и распродажи криптографических активов – токенов на открытом рынке. С помощью ICO венчурные фонды и стартап-акселераторы сокращают транзакционные издержки, привлекая средства на свое развитие быстрее, без необходимости вовлечения дополнительных кадровых ресурсов и времени.

 

После размещения токенов на биржах естественным образом формируется вторичный рынок, позволяющий инвесторам реализовать приобретенные в ходе ICO криптографические активы, не дожидаясь экзита проектов, находящихся в портфеле фонда или акселератора.  Если цена токена растет, его держатель может выгодно продать свой  актив на бирже, или, наоборот, выкупить с дисконтом, если стоимость падает.

Цена токена будет колебаться в зависимости от многих факторов, в том числе, новостей о стартапах, входящих в портфель фонда или акселератора. Волатильность токена позволит трейдерам и инвесторам заработать на ожиданиях рынка.

Однако вместе с тем этот инструмент криптовалютного фандрайзинга содержит и определенные «подводные камни» – нормы локального законодательства.

Риски, связанные с регулированием

Если проводить ICO для блокчейн-стартапа, не привлекая фиатные валюты вроде доллара или евро и не создавая никаких юридических лиц, то вопросов у регуляторов возникнуть практически не может. Но что делать действующему фонду или стартап-акселератору, решившему провести ICO, особенно если в его портфель входят компании, чьи бизнес-модели ориентированы на крупнейший венчурный рынок США? Здесь все немного сложнее.

 

В большинстве стран публичная распродажа криптографических токенов никак не регулируется, но именно в Штатах проведение ICO с большей вероятностью может рассматриваться представителями власти как публичное размещение ценных бумаг и, по сути, требовать соответствия стандартам IPO или иных инвестиционных инструментов. Жесткое регулирование призвано защитить непрофессиональных инвесторов, но это и затрудняет развитие рынка в целом.

Однако на рынке уже известны прецеденты организации ICO компаниями из венчурной отрасли, работающими на рынке США. Так, американский венчурный фонд Blockchain Capital провел ICO-кампанию на $10 млн в рамках публичного привлечения инвестиций в фонд объемом около $50 млн. Беспрепятственное и результативное ICO представители Blockchain Capital реализовали благодаря строгому соблюдению всех необходимых требований Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEС).

В рамках венчурной отрасли уже успела сложиться практика, в соответствии с которой любые проекты, стремящиеся исключить возможные претензии со стороны регуляторов, проводят ICO в более благоприятных юрисдикциях, таких как Сингапур, или Швейцария, где уже начали формироваться определенные правила и риски более-менее предсказуемы.

Стартап-акселератор Starta организовал свое ICO в партнерстве с зарегистрированной в Сингапуре компанией Cross Coin (компания Cross Coin принадлежит автору колонки — Forbes). За 4 часа, прошедших с начала ICO, было привлечено более $4 млн. Максимальной планки, предусмотренной проектом, удалось достичь меньше, чем за сутки, — с 4 по 5 июля мы привлекли $5 млн. Из них $1,5 млн Cross Coin направит на инвестиции в пул из 21 стартапа, уже прошедшего акселерационную программу в 2016-17 гг. и получивших посевные инвестиции, остальное — в стартапы будущих выпусков. Всего за счет привлеченных средств планируется проинвестировать около 60-70 стартапов из России и стран Восточной Европы.

 

Читать также: Криптовалютный бум: стоит ли ожидать пузыря на рынке ICO?

Тенденции рынка ICO

На рынок ICO выходит множество стартапов еще на стадии концепта, которые пытаются привлечь финансирование через продажу токенов. Неизвестно, будут ли эти проекты реализованы. В отличие от венчурных фондов и стартап-акселераторов, проводящих предварительный анализ проектов, низкий порог доступа к инструменту ICO может привлекать и сомнительные предприятия.

Объемы подобных размещений достигли таких масштабов, что эксперты начали писать о растущем «пузыре», который вот-вот может лопнуть. Проекты-пустышки не решают никаких проблем пользователей, их цель – просто собрать средства, а не заработать их для инвестора.

 

Криптоинвесторам сложно контролировать, на что будут потрачены их деньги. Так, в начале апреля этого года на рынке началась настоящая паника после того, как Matchpool – платформа для знакомств, основанная на блокчейн-платформе Ethereum, вывела из крипто кошелька часть денег, полученных в ходе ICO. Всего проект собрал в ходе размещения $5,7 млн за 48 часов. Потом, правда, оказалось, что основатели всего лишь конвертировали часть монет Ethereum в биткоины.

Но эта ситуация демонстрирует, что на рынке растет недоверие к ICO-проектам без какого-либо серьезного обеспечения. Поэтому таким успехом пользуются размещения, за которыми стоит реальный бизнес, приносящий выручку. Эта тенденция на руку, в том числе, венчурным фондам и стартап-акселераторам, способным обеспечить стоимость своего токена за счет портфелей своих проектов.

Читать также: ICO vs краудфандинг: как «хайпы» превращаются в «антихайпы»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+