Не дом и не улица. На чем будут зарабатывать создатели новой адресной системы Naviaddress
Михаил Гамзин часто вспоминает путешествие с друзьями в Париж в 2012 году. Компания решила сходить в ресторан, и Гамзин предложил взять такси. Но водитель-француз совершенно не понимал предпринимателя, который объяснял дорогу на ломаном французском. Таксист довез-таки друзей до нужной точки, но ругался всю дорогу. «Сколько людей коверкают адреса на чужих языках», — подумал тогда Гамзин.
Сегодня его стартап Naviaddress разрабатывает цифровой код, совмещающий почтовые адреса и геокоординаты, он привлек уже около 52 000 пользователей. Собственные цифровые адреса создали более 7000 российских организаций. Как Гамзин рассчитывает на этом зарабатывать?
Михаил Гамзин — выходец из «Альфа-Групп», в 2003 году основавший венчурный фонд «Русские технологии». В 2015 году он собирался возглавить инвестиционный фонд «Роснано I», который госкорпорация запустила совместно с СМП Банком, но принял решение начать собственный проект. Гамзин уже несколько лет обдумывал идею создания платформы для генерации коротких цифровых адресов и картографических сервисов на их основе. Триггером для запуска Naviaddress стал бум геолокационных и навигационных сервисов. В эпоху приложений вроде Airbnb или TripAdvisor, курьерской доставки интернет-магазинов и мобильных приложений для заказа еды традиционная система адресов казалась пережитком прошлого.
Идеей новой адресной системы Гамзин поделился со своим давним знакомым Алексеем Одиноковым, главой компании «Наутех», помогающей портфельным компаниям фондов Михаила с защитой интеллектуальной собственности. К тому моменту Гамзин вместе с женой Ириной уже зарегистрировал ООО «Навиадрес», и они занимались этим проектом в свободное от основной работы время. Первым делом они взялись за разработку бренда Navi. Одиноков же обратил внимание Гамзиных на то, что для развития IT-платформы, новой системы адресов и их генерации нужно регистрировать и патентную заявку, и товарные знаки, и доменные имена.
В 2016 году и сам Одиноков, хорошо знавший методы патентной защиты технологических разработок, присоединился к стартапу. Сегодня в команде Naviaddress 15 человек. Ростислав Яворский из Microsoft Research отвечает за аналитику и исследования. Игорь Лейбе, 15 лет возглавлявший российское подразделение Lojack — производителя радиопоисковых противоугонных систем, занимается развитием.
Помощь стихии
«Идея проекта нравилась всем, но зрелые и опытные в своем деле люди понимали, что в стартапе риски очень высоки», — признает Гамзин. Тем не менее концепция проекта выглядела убедительно не только для новых сотрудников, но и для инвесторов. В конце 2016 года стартап получил $500 000 (за 25% бизнеса) от предпринимателя Андрея Засорина из Петрозаводска. С ним Гамзин познакомился в декабре 2004 года, когда отель на Мальдивах, в котором остановились семьи обоих предпринимателей, разрушило цунами. Знакомство в экстремальных обстоятельствах превратилось со временем в крепкую дружбу домами. Инвестировать Засорин согласился, когда у команды Гамзина была зарегистрирована компания и поданы заявки на регистрацию товарных знаков и патента.
Платформу запустили в октябре 2016 года. Основатели придумали специальные коды — навиадреса, которые состоят только из цифр и объединяют почтовые адреса и геоточки. Стандартный навиадрес формируется из телефонного кода страны и региона, номера дома и первых цифр почтового индекса. Каждый навиадрес отображается на карте в приложении. Пользовательские навиадреса обычно включают профайл места, объекта или события: категория, описание, почтовый адрес, время работы, фото и указания, как добраться.
Стартап разработал и запатентовал алгоритм, который автоматически генерирует навиадреса на основе картографических данных и существующих почтовых адресов. Пользователи могут создавать и собственные адреса. Naviaddress присваивает адреса не только зданиям, но и любым геолокациям — от места удачной рыбалки до точки на трассе. Общее количество скачиваний приложения в мае 2017 года прошло отметку 34 000, ежемесячно площадки сервиса посещают около 5200 человек.
В декабре 2016 года стартап представил категорию навиадресов для мероприятий, куда вшита информация о времени проведения. Navievent — это временный адрес, состоящий из трех цифр, который отделен от основного хештегом. Он формируется по принципу свободного на данный момент. С момента запуска опции организаторы мероприятий создали около 1100 навиадресов событий. Например, для Музея археологии Москвы (почтовый адрес — Манежная площадь, 1а) навиадрес будет такой: (7495)110977. А можно создать навиадрес для входа в музей — (7495)982526.
Как основатели Naviaddress рассчитывают приучать аудиторию к новой адресной системе? Гамзин считает, что сначала сервис завоюет популярность у экспатов, затем — у путешественников, а потом уже — у местных жителей. Чтобы пользоваться навиадресами, достаточно перейти по ссылке, присланной, например, другом с приглашением на день рождения. Создатели Naviaddress рассчитывают на сарафанное радио. Для новых пользователей команда Naviaddress создала бот Navi в Telegram, который помогает ориентироваться в системе.
Офисы компаний и общественные заведения используют новый инструмент, чтобы более точно сообщать пользователям свое местоположение. Именно такой сценарий авторы стартапа считают главным для популяризации своего продукта. Например, открывшееся в парке Сокольники кафе Sekta обеспечило Naviaddress за три месяца около тысячи новых пользователей.
В дальнейшем предприниматели планируют договориться с сервисами доставки и агрегаторами такси. Интеграция уже налажена с открытым интерфейсом взаимодействия Uber. В мае 2017 года подписано соглашение с Booking.com, вскоре через Naviaddress можно будет бронировать отели, говорит Гамзин.
Еще один канал продвижения — поисковики, наиболее активные навиадреса проиндексированы и попадают в поисковую выдачу Yandex и Google. Если ввести в строку поиска «Navi» и код, можно найти нужное место. Пока навиадреса можно создавать только через приложение и веб-сервис, но команда стартапа работает над API, который позволит разработчикам приложений встраивать эту функцию в свои сервисы.
Ставка на премиальность
Зарабатывать стартап рассчитывает на премиальных коротких навиадресах — для бизнеса доступны коды из четырех и менее цифр. Платные адреса дают компаниям возможность разместить больше информации в карточке адреса и добавить опции, которые помогут привлекать клиентов. Подписка на четырехзначный адрес обойдется компании примерно в 1000 рублей в месяц. Уже продано более 300 адресов.
Российские предприниматели не единственные в мире, кто обратил внимание на устаревшую адресную систему. Основатели индийского стартапа Zippr предлагают пользователям создавать адреса из четырех букв и четырех цифр. Проект получил от инвесторов $1 млн и теперь работает с сервисами доставки еды, транспортными приложениями и службами экстренной медпомощи.
Один из самых известных проектов — британский What3Words — работает в том числе и в России. Основатели сервиса разбили карту мира на квадраты площадью 3 х 3 метра, каждый из них получил уникальный код из трех слов (всего используется около 400 000 слов). Основатели Naviaddress считают, что What3Words будет сложно стать по-настоящему массовыми. Во-первых, данные о местоположении сервиса не включают номера квартир, этажей и офисов. Во-вторых, в них есть латинские буквы, а значит, они сложны для значительной части населения земли, говорит Гамзин.
«Найти организацию действительно бывает непросто, но пользователи и владельцы бизнесов эту проблему не всегда осознают, — говорит Павел Мочалкин, директор R&D-департамента «2ГИС». — Не чувствую, что эта проблема стоит остро, а значит, наращивать базу универсальных адресов органически будет сложно».
В начале 2017 года Naviaddress, по словам основателя проекта, получил еще $2 млн от одного из бизнес-ангелов. Дальнейшие инвестиции стартап планирует вложить в том числе в пилотный проект в Китае. До конца 2017 года стартап рассчитывает привлечь $10 млн для развития на международном рынке. В конце марта Naviaddress выпустил мультиязычное приложение, в его планах — активно выходить за пределы России с 2018 года.
Игорь Лейбе, директор по развитию проекта, рассказывает о своем путешествии в Пекин. Поймав такси в аэропорту, он показал водителю распечатку брони отеля с адресом, которую для него специально перевели на китайский. Тем не менее водитель знаками объяснил, что не знает дороги. «Потом он увидел цифры номера телефона гостиницы, обрадовался, позвонил и узнал, куда ехать, — говорит разработчик. — Вот тогда-то я и понял, что цифры — это единственное универсальное средство общения».
Читайте также: Искусственный интеллект и нейронные сети в картографии: будущее картографических сервисов