К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему в инвестициях в финтех все только начинается?

Фото DR
Фото DR
Рынок инвестиций в финтех-стартапы всё больше ориентируется на специалистов, которые будут обладать необходимыми знаниями для адекватной оценки новых моделей.

Недавно на сайте Forbes появилась статья с говорящим названием «Почему будущее финтех-стартапов под вопросом?», посвященная анализу развития финтех-индустрии в последние три года. Основная мысль статьи: сегодня на рынке финансовых технологий нет по-настоящему стоящих идей, которые могли бы существенно изменить опыт пользователя, а стартапы, которые ещё три года назад считались инновационными, устарели и с того времени ходят по кругу. Статистика тоже играет не в пользу финтеха — объём инвестиций в финтех-компании упал почти в 2 раза в 2016 году. Означает ли это, что будущее финтех-индустрии под вопросом?

Мой ответ однозначен – нет. Те, кто так думают, просто не разобрались в причинах того, что происходит.

Во-первых, финтех – это намного больше, чем банковские сервисы онлайн. Безусловно, многие финтех-компании направлены именно на модернизацию процессов традиционного банкинга – это, к примеру, отрасль онлайн-кредитования и её крупнейшие игроки, такие как Lending Club, Prosper, Avant и другие. Эти компании были созданы как альтернатива традиционным финансовым институтам, которые процесс выдачи займов превращают в хождение по мукам на несколько недель, а зачастую месяцев. Другим ярким примером являются мобильные банки и продукты банковского интерфейса — Simple, Atom Bank, Tandem и другие, которые концентрируются на упрощении клиентского опыта для пользователей банкинга. Наконец, существует множество приложений, которые агрегируют различные финансовые процессы в жизни пользователя в одном месте – это упомянутый в статье Mint, который по сути является финансовым консультантом, и позволяет держать под контролем счета из различных источников.

 

Однако, помимо таких финтех-стартапов, есть и множество напрямую с банкингом не связанных, зато связанных, например, со страхованием: существует даже специальный термин «insurtech», который описывает всё многообразие стартапов в этом сегменте. К примеру, такие компании как Clark, Knip и GetSafe играют роль страховых брокеров, но переносят все операции в онлайн, предоставляя пользователю возможность разобраться в разных видах страховки и приобрести себе недостающие. Компания SimpleInsurance работает с интернет-магазинами и позволяют покупателям мгновенно приобрести страховку на товар при оформлении заказа. А такие платформы, как WeFox, не только предоставляют услуги для конечного потребителя, который может получить полноценную консультацию по страховым продуктам в режиме онлайн, но и предлагают брокерам полноценное решение для работы с клиентами.

Помимо страхования в финтех-индустрии есть и другие интересные сегменты, на которые обращают свое внимание стартапы: к примеру, рынки управления капиталом. Компании в этой области смотрят на институциональных игроков как на своих основных клиентов и занимаются оптимизацией их операционной деятельности. К примеру, OpenGamma предоставляет финансовым компаниям (в основном хедж-фондам) облачные решения, которые позволяют тем получить данные об активах и обязательствах банков, что помогает принимать более осознанные решения в процессе трейдинга. Algomi сконцентрирована на увеличении ликвидности облигаций и других инструментов с фиксированной доходностью и предлагает платформу для продавцов и покупателей соответствующих ценных бумаг. Клиентами Algomi становятся как банки, так и компании по управлению активами. Sharegain строит первую в мире автоматизированную систему для выдачи ценных бумаг взаймы. Alpima автоматизирует деятельность управляющих компаний в области ребалансировки и наполнения портфелей клиентов. Наконец, такие компании как NWTN позволяют торговать акциями прямо из браузера, а не мучиться часами, устанавливая на свой Mac Quik (кто торговал — точно поймет).

 

Наконец, нельзя забывать про блокчейн, возможно самую активно развивающуюся отрасль в финтех-индустрии. На данный момент на рынке существует более 830 криптовалют, рыночная капитализация которых достигла $102 млрд. С развитием рынка появляется всё больше стартапов, которые помогают пользователям освоиться с этим феноменом, а также бирж для торговли криптовалютой, многие из которые уже давно стали прибыльными (Poloniex, Kraken и другие).

Во-вторых, не стоит недооценивать и те стартапы, которые модернизируют банкинг. Немногие об этом знают, но самый большой challenger bank в Европе — выходец из России. Неспроста так трудно пришлось и Rocket Bank, и UBank, и ряду других. Речь идёт, конечно же, о банке Тинькофф, который в разы по объему клиентской базы превосходит как немецкий Number 26, так и английские Atom, Tandem и другие. В октябре 2016г Тинькофф пополнился новым сервисом – Tinkoff Investments – который позволяет пользователям как Тинькофф, так и других банков открыть брокерский счёт и инвестировать в ценные бумаги прямо со своей карты; европейским конкурентам до этого пока далеко.

В-третьих, необходимо разобраться, в чём причина падения инвестиций в финтех в последний год. Какие компании привлекли самые большие раунды в 2016г? Крупнейшими сделками за год стали, прежде всего, инвестиции в китайские компании – это Ant Financial, которая привлекла $4.5 млрд, Lu.com (ранее известный как Lufax), крупнейший в Китае сервис P2P кредитования, поднявший раунд в размере $1.2 млрд, и JD Finance, дочерняя компания JD.com, которая предоставляет всевозможные финансовые услуги для потребителей и малого бизнеса – суммарные инвестиции составили $1.0 млрд. Среди американских компаний выделились SoFi – лидер в области рефинансирования студенческих займов в США ($1 млрд), Prosper – вторая по объёмам выдачи платформа P2P-кредитования в США ($165 млн), Affirm – одна из лидирующих в США платформ потребительского P2P-кредитования, привлекшая $100 млн в последнем раунде по оценке в $800 млн, а также Betterment – лидер среди роботов-консультантов, объём активов под управлением которого составил уже более $9 млрд (сумма раунда также $100 млн). Среди английских компаний стоит упомянуть Funding Circle и Iwoca – платформы альтернативного кредитования для малого бизнеса, которые привлекли $100 млн и $57 млн соответственно, и Nutmeg – ещё один робот-консультант, первый и крупнейший в Великобритании (раунд в размере $52 млн).

 

Вышеперечисленные компании в большинстве своём используют довольно простые бизнес-модели: осуществляют выдачу займов онлайн, занимаются составлением портфеля по простейшим механизмам и так далее. Принять решение об инвестициях в такие компании относительно просто: их бизнес кажется понятным с первого взгляда, однако делать его в этих сегментах в реальности очень сложно – необходимо привлекать огромное количество пользователей и удерживать их на платформе. Поскольку средний чек, как правило, не слишком высокий, а стоимость привлечения клиента наоборот высока, маркетинг становится ключевой проблемой, и инвестиционные деньги тратятся именно на него.

Большие же деньги в финтехе делают именно в B2B сегменте – там, где технологии позволяют существенно снизить затраты институциональных игроков на аналитику, риск-менеджмент, соответствие нормам регулирования и т.д. Инвестировать в такие компании намного сложнее – бизнес-модели требуют глубокого понимания специфики деятельности. К примеру, английская компания Sharegain позволяет инвесторам зарабатывать путем выдачи своих акций взаймы через их онлайн-платформу — это первый стартап в этой области, который открывает новые возможности на огромном и абсолютно неизведанном рынке (при обороте ценных бумаг, достигающем $60 триллионов в Европе и Америке, лишь 25% покрывают так называемые «securities lending programs»). Однако, только для того чтобы понять, в чем состоит продукт, надо понимать, как работают: prime borrower, custodian, Bloomberg, Markit и так далее. Другой яркий пример – Cryptofacilities, первая в мире регулируемая FCA финансовая компания, обеспечивающая возможность торговли фьючерсами на биткоин. Такая инвестиция требует не только представления о финансовом рынке, но и знаний в области блокчейн-технологий.

Подводя итоги: на мой взгляд, в сегменте финтех всё только начинается – индустрия находится на подъёме и предлагает нам всё больше перспективных компаний с интересными бизнес-моделями. Однако инвестировать в такие компании смогут только профессионалы финансовой сферы, ведь самые стоящие модели спрятаны глубоко в нишах рынка. Тенденции в финтех-сегменте чем-то напоминают deep-tech: ни у кого из инвесторов нет сомнений в том, что для заключения сделок в таких специфичных областях, как хранение данных и кибербезопасность, требуется чёткое понимание этих отраслей – так и финтех всё больше ориентируется на специалистов, которые будут обладать необходимыми знаниями для адекватной оценки новых моделей. Так что в «профессиональном финтехе» все только начинается.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+