К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Где не работает блокчейн: почему не все алмазы попадут в поле зрения Everledger?

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Производители дорогих товаров не будут гореть желанием предоставлять объективную информацию для такой базы данных. Как с этим справятся разработчики блокчейн-приложений?

Технология блокчейн распространяется, как вирус — каждый день пишут о новых проектах, которые в скорое времени, как обещают их создатели, изменят мир. Некоторые люди, похоже, поверили в blockchain, как в панацею от всех проблем. Недавно была анонсирована очередная разработка, которая должна победить контрафакт на рынке luxury — Blockchain Tech Ltd. Однако программисты, которые хотят создать очередной blockchain-сервис, не учитывают главного: эта технология может увеличить эффективность работы в некоторых сферах, но не способна изменить людей. И поэтому в отдельных случаях будет бесполезна.

С тех пор, как изобрели блокчейн (это база данных, содержащая в себе записи о всех проведенных транзакциях и хранящаяся на всех компьютерах сети) люди ждут, что это изменит нашу жизнь. Действительно, распространение блокчейн способно устранить многие точки неэффективности и упростить совершение операций. Примерны удачного внедрения блокчейн уже имеются. Возьмем, например, российский сервис «33 слона». В компании утверждают, что сумели создать систему документооборота для подготовки и проведения сделок с недвижимостью, включив в бизнес-процесс всех участников сделок — продавцов, покупателей, нотариусов, государственные органы и др. Это помогло, во-первых, уменьшить количество лишних бумажных документов и упростило процесс сбора различных справок. Во-вторых — исключило возможность подлога документов, утверждают в «33 слона».

Не хочу прослыть ретроградом, стоящим на пути прогресса. Я искренне радуюсь за владельцев компании «33 слона» и желаю им успехов. Но давайте трезво взглянем на ситуацию. Блокчейн — это просто программный код. Он не способен изменить наш характер и привычки, добавить нам хотя бы немного совести и терпения. Поэтому в некоторых других проектах, которые нацелены на борьбу с контрафактом, эта технология будет бесполезена.

 

Возьмем, например, лондонскую Everledger, которая создала на базе блокчейн реестр для сертификации бриллиантов и историю сделок, связанных с ними. Компания регистрирует бриллианты в блокчейне, записывая все их данные. После того, как драгоценный камень попал в базу, все его характеристики и история сделок доступны пользователям сети Everledger. Таким образом компания надеется бороться с обманом на этом рынке. Как человек, профессионально занимающийся бриллиантами 11 лет, я могу оценить перспективы этого проекта на рынке. Они довольно безрадостные, и я объясню, почему. Нет никаких проблем проверить подлинность сертификата бриллианта по базе данных. Для камней с сертификатом GIA (бриллианты только с таким сертификатом имеет смысл покупать) - это можно сделать в два клика на сайте gia.edu. Сложность на самом деле в другом: ни один «нормальный» человек не отличит настоящий бриллиант от муассанита или даже страз Сваровски.

 

Впрочем, подсунуть покупателю муассанит, который примерно в 20 и более раз дешевле бриллианта и может быть легко опознан геммологом — это наглость. Поэтому некоторые недобросовестные ювелиры поступают иначе. Они отправляют камень приличных характеристик (цвет G и чистота VS1) и популярного у покупателей веса (1 карат, плюс 0,02 карата) на сертификацию в самую авторитетную лабораторию GIA. Но делают это три раза — чтобы получить на один и тот же камень три сертификата. Далее они берут и прикладывают к двум другим камням, уже худших характеристик, тот же сертификат GIA. Могу сказать со стопроцентной уверенностью: обычный покупатель не отличит цвет бриллианта G (практически беcцветный, без видимого оттенка) от цвета L (бледно-желтоватый оттенок) — это может сделать только профессиональный геммолог. И чистоту VS1 (имеет небольшие включения, заметные лишь при 10-кратном увеличении, невидимые для невооруженного глаза) от чистоты SI1 (имеет включения, хорошо видные при 10-кратном увеличении, могут быть видны для невооруженного глаза). И уж тем более, покупатель никогда не поймет, подвергался ли камень искусственному облагораживанию, которое проводят, чтобы придать бриллианту желтый цвет (это повышает цену камня в несколько раз). И вряд ли догадается посмотреть, обладает ли бриллиант флюоресценцией (свойство светится в ультрафиолете, его наличие уменьшает цену камня примерно на 20-30%). А ведь эти характеристики крайне важны при определении стоимости бриллианта. Так, цена камня приличных характеристик может отличаться от такого же по весу, но более низких качеств в два и более раза (подробнее о зависимости цены от характеристик  - в другом материале Forbes).

И вот теперь вопрос: как поможет в борьбе с таким способом мошенничества блокчейн? Уверен: никак, потому что под видом хорошего камня мошенники все также будут продавать бриллианты посредственных характеристик.

Но может быть, сервисы наподобие Blockchain Tech Ltd помогут в борьбе с контрафактом на рынке luxury? Уверен, что тоже нет. Хотя бы потому, что сами производители не особо заинтересованы в этом. В 2009 году я купил новую модель часов одного известного часового дома c турбийоном и вечным календарем. По каталогу, их цена составляла $160  000.  Однако мне эти часы продали почти в два раза дешевле. Сначала я не мог понять, как такое возможно. За несколько следующих месяцев я увидел точно такие же часы у двух людей в Москве. При этом компания заявляет, что выпускает только 30 экземпляров такой модели в год. Я лично в этом сильно сомневаюсь. Понятно, что если бы фирма выпускала не 30, а 300 часов в год, то и цена была бы другой. Думаю, что по этой причине производители дорогих товаров не будут гореть желанием предоставлять объективную информацию для такой базы данных.

 

Эти примеры показывают, что не стоит во всем уповать на новые технологии. Конечно, блокчейнпоможет нам решить многие проблемы. Но только в том случае, если мы сами захотим изменить свой мир.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+