К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Запад vs Восток: что окажется ближе России в культуре платежей?

Фото Thomas Peter / Reuters
Фото Thomas Peter / Reuters
Сейчас российский рынок находится в интересной исторической ситуации: пользователи чувствуют свободу выбора и легко мигрируют от сервиса к сервису в зависимости от удобства. Каким путем пойдет рынок платежных систем?

Сегодня Viber объявил о запуске функции оплаты внутри приложения в России – трансформция рынка платежей в мобильных приложениях – новый мировой тренд, который идёт к нам из Азии. Принято считать, что Россия отстает от «развитого» Запада в плане развития безналичных платежей. Но так ли это? Мы почему-то продолжаем смотреть в сторону Америки и Европы, но кажется, что будущее уже наступило в Азии. К нему пришли другим путём, чем в Европе.

Культура платежа

Переход к безналичной экономике – один из самых широко обсуждаемых трендов в последние несколько лет, причём, как оказалось, в мире нет универсального инструмента для быстрой победы над кэшем, и разные страны смотрят на него по-разному.  Есть пример США, они являются родиной банковских карт с 1951 и по сей день, это остается самым популярным платежным инструментом, после которого следует Paypal. Запуск Apple Pay, который должен стать альтернативой «пластику» в цифровом мире пока не привёл к заметному результату. За почти три  года работы Apple Pay полноценно принимает до половины ритейлеров страны.  На долю проникновения карт в остальном мире оказывает влияние и распространение смартфонов, а с ними и цифровых мобильных продуктов. В этом плане в России мы очень активно движемся по азиатскому пути, где степень недоверия к безналичной оплате была настолько высока, что создала свою собственную экосистему, которая пользовалась бы высокой степенью доверия и узнавания (пример таких платёжных решений — Alipay, компания как и Aliexpress входит в группу Alibaba, которую представляет автор, — Forbes).

 

Коллективное восточное сознание оказало влияние на то, как в итоге выстроилась система платежей в стране. Если на западе это прежде всего IT, инфраструктура, удобство, быстрота в оплате и тп, то в Китае – это возможность поделиться с чем-то с друзьями. Вокруг мобильных платежей растёт огромная экосистема, завязанная на тысячи селлеров, которые формируют вокруг неё культуру маркетплейса. Платёжные системы выступали гарантом надёжности покупки – и в этом была новизна процесса. Если Visa и Mastercard являются просто техническим провайдером, то роль новых платежных систем оказалась гораздо глубже, они взяли на себя роль защиты покупателя от мошеннических действий.

Показателен  пример нашумевшего стартапа Gojek из Индонезии. Во многих развивающихся странах Азии автомобиль — это роскошь. Вместо этого есть множество мотоциклов и мопедов, которыми буквально забиты улицы. Большинство мопедов принадлежат семье, а не только одному члену семьи и используется для того, чтобы заниматься автомобильным спортом в школе, забирать ежедневные продукты и даже ездить всей семьей на пикник загород. Европейцы и американцы, впервые попавшие в Азию, могут быть шокированы тем, что семья из четырех человек умещается и едет на мопеде, но это лучше, чем идти пешком.

 

В Индонезии мотоцикл называется Ojek. Поскольку автомобили и даже такси недоступны, индонезийцы нанимают Ojek’ов, для того чтобы поехать куда-то или что-либо доставить.

В 2010 появилась компания Gojek — это, по сути, Uber, Ticketmaster, Homejoy, Instacart и многое другое. Используя смартфоны, клиенты могут забронировать Gojek для любых потребностей. Вы можете заказать мопед, чтобы делать покупки в продуктовых магазинах, можно заказать такси или машину, чтобы отвезти вас из точки A в пункт B. Можно отправить посылку, вызвать массажиста или врача. И что самое важное: одновременно с любой из этих услуг можно пополнить внутренний кошелек приложения, Go-pay, прямо через водителя мопеда. Вы отдаете ему наличные, он при вас делает вам перевод.  Это, по сути, азиатский путь, обратный процесс трансформации ежедневно необходимого сервиса в банковский продукт и платёжную систему.

 

Почему это произошло в Китае, Индонезии и подобных странах? Исторически в этих государствах низкое проникновение банков: отделений и, соответственно, их продуктов. При этом цифровизация услуг приводит к необходимости создавать собственные решения для взаимоорасчёта на основе текущей лояльной базы пользователей без возможности использовать кредитки или кэш.

Куда  может прийти Россия? 

Если говорить про Россию, Cash-on-delivery (оплата при доставке) — все еще являются основным способом оплаты.  Интересно, что доля оплаты картами хотя и растёт, но всё же не различается радикально в разных сегментах: В «ДИКСИ» по итогам 2016 года доля безналичных транзакций – 35%, в нон-фуд ритейле, который ориентирован на электронику и онлайн, — выше – около 45%. Банковские карты все больше используются в крупных городах, в регионах пользователи пластика всё ещё предпочитают снимать деньги с карт сразу же после зарплаты.

В этом Россия близка азиатскому пути: низкое проникновение банковского обслуживания в регионах при растущем проникновении смартфонов, делает реальным возникновение в ближайшем будущем приложения-комбайна, которое конвертирует свою лояльную аудиторию в создание платёжной платформы на каждый день.

Наиболее близким к этому может стать Сбербанк, как крупнейший банк в России (более 120 млн карт), который покрывает почти всё население, имеет все шансы стать тем самым лайфстайл-приложением. Сервис Сбербанк Онлайн уже сейчас имеет более 30 млн активных пользователей. Основной заслугой такого количества пользователей является возможность мгновенных p2p-переводов, приложение становится все более и более популярным. Все чаще слышу истории, когда не было наличных и в тех или иных случаях, даже в небольших магазинах или заведениях могут спокойно предложить: «Давай ты мне на Сбербанк онлайн с карты переведешь, а тебе наличными отдам».   Альтернативой «Сбербанк Онлайну» может стать приложение их дочерней компании — кошелька «Яндекс.Деньги» c 28 млн пользователей и неплохой инфраструктурой внутри приложения, которая позволяет оплачивать штрафы, ЖКХ, погашать кредиты или купить код для App store и iTunes. Своим путём к созданию платёжной инфраструктуры может прийти «ВКонтакте», как гигантская платформа с лояльной аудиторией и набором дополнительных сервисов. Недавно соцсеть запустила виртуального оператора на базе «Мегафона». У «Вконтакте» уже был опыт создания внутренней валюты, пусть и кратковременный, и заточенный под узкие нужды.

 

Альтернативой ВКонтакте может стать и Telegram, со своими 100 млн активных пользователей  и 15 млрд сообщений в день. При этом Telegram популярен уже не только в России, а еще и в Южной Корее, Бразилии. Да и в Кремниевой долине про приложение тоже слышали. Платформа постоянно добавляет новый функционал и есть вероятность, что через какое-то время она обрастёт лояльными селлерами и дополнительными сервисами, к которым добавится и платёжный функционал. История про защищённость, на которой вырос мессенджер, может стать дополнительным плюсом, когда речь пойдёт о платежах.

Сейчас российский рынок находится в очень интересной исторической ситуации – пользователи чувствуют свободу выбора и легко мигрируют от сервиса к сервису в зависимости от удобства. Географически Россия находится между Европой и Азией, так и у рынка банковских услуг в России есть выбор, по какому пути развития пойти – восточному или западному. Обучать и приучать людей к платежам картами можно мягко, но довольно долго.

Есть более радикальный пример Узбекистана, когда законодательно ограничили возможность использования наличных средств, предоставив возможность и инфраструктуру использования банковских карт. Но будет ли это комфортно нашим уже избалованным пользователям. Можно пойти по восточному пути будущего и дать людям комфортный инструмент, который сможет заменить наличные и одновременно совместит в себе несколько полезных и важных функций. В ближайшие годы истории про платёжные системы будут не менее горячими, чем про криптовалюты и дата-майнинг.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+