Помощник президента сравнил торговлю big data c продажей земли за стеклянные бусы
Государство должно регулировать бесконтрольную торговлю личными данными граждан, которая может иметь такие же последствия, как продажа земли американскими индейцами колонизаторам за стеклянные бусы, заявил помощник президента Игорь Щеголев.
Читайте: Полная версия онлайн-трансляции первого дня Петербургского международного экономического форума.
Он выступил в ходе панельной сессии «Большие данные в цифровой экономике: товар или национальное достояние», участники которой обсудили роль государственного регулирования в цифровой экономике. По мнению Щеголева, роль больших массивов данных очень часто недооценивается, чем пользуются корпорации, за бесценок получая доступ к личной жизни граждан, который позволяет им лучше продавать свои товары и сервисы.
«Что будет с нами, с теми самыми белковыми существами, которых сначала не останется в промышленности, потом в сельском хозяйстве. Не окажутся ли потребители в роли тех индейцев, у которых забрали землю за стеклянные бусы, поскольку они не понимали, какова стоимость этой земли», — сказал Щеголев.
Большие массивы данных о гражданах, собираемые корпорациями и государственными органами, по мнению экспертов, становятся «новой нефтью» цифровой экономики. Эксперты сейчас задаются вопросом, являются ли «большие данные» общественным достоянием, по аналогии с полезными ископаемыми. Помощник президента подчеркнул, что морально-этический аспект торговли «большими данными» представляется ему гораздо более важным, чем выгода от добавленной стоимости. Он заявил, что задача государства — сохранить тайну личной жизни, которая гарантирована Конституцией.
«Чтобы потом, отдав за бисер, за бесплатные сервисы наши данные мы не оказались в резервациях, вокруг которых будут ездить роботы, сеять, жать, будут работать заводы, а нашим гражданам будут платить гарантированное социальное пособие», — отметил помощник президента. Он подчеркнул, что сами обладатели данных часто не понимают их ценности, и рассказал про случай, когда крупный российский банк передал бесплатно данные о своих клиентах торговой сети, которая использовала их для таргетированной рекламы. «Мы сейчас все живем в момент очень большой революции, и это не только и не столько технологическая революция, сколько революция нравственная», — добавил помощник президента.
Читайте также: Big data и погода: как государственные инвестиции в исследования создали важную высокотехнологичную индустрию