К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Возвращение Рено Лапланша: какие шансы у платформы онлайн-кредитования Upgrade?

Фото Brian Ach / Stringer / Getty Images
Фото Brian Ach / Stringer / Getty Images
С предыдущим бизнесом, площадкой p2p-кредитования LendingClub, Рено Лапланш расстался весной 2016 года — став фигурантом расследования SEC и вызвав падение акций компании на NASDAQ на более чем 35%. Каковы шансы на успех его нового проекта и почему он так популярен у венчурных инвесторов?

6 апреля 2017 года Рено Лапланш, основатель самой крупной американской P2P-платформы Lending Club, анонсировал запуск нового стартапа в сфере онлайн-кредитования — Upgrade. Сервис, созданный в августе 2016, уже в марте привлёк первый раунд инвестиций в размере $60 млн (акционерный капитал и конвертируемые займы). Для Series A этот раунд стал крупнейшим в истории финтеха. Среди инвесторов — Union Square Ventures, которые лидировали Series D в Lending Club и, после продолжительного сотрудничества с Лапланшем, уверены в будущем успехе новой платформы, а также CreditEase, Apoletto, FirstMark Capital, Ribbit Capital, Noah Holdings, Sands Capital Ventures, Silicon Valley Bank, Uprising и Vy Capital. Согласно распространенной информации, оценка достигла $120 млн pre-money, что в 10 раз превышает среднюю оценку Series A в США. А в апреле 2017 года стало известно, что к инвесторам Upgrade присоединился Юрий Мильнер и DST Global.

Платформа Upgrade предлагает потребительские займы со сроком погашения в 36 и 60 месяцев, на сумму от $2 000 до $50 000, с процентными ставками, варьирующимися от 5,66% до 35,97%. Всё это весьма напоминает Lending Club – так что, по сути, новая платформа таргетирует ту же целевую аудиторию, что и основной гигант индустрии, предлагая заёмщикам рефинансирование долга по кредитным картам. Основное отличие заключается в самом подходе к кредитам – в отличие от Lending Club, который концентрируется на пользователях, чья заявка была одобрена, Upgrade станет инструментом и для тех, кто получил отказ. Платформа является неким гибридом «Lending Club» и «Credit Karma», предлагая вместе с непосредственно площадкой для выдачи займов ряд инструментов для повышения финансовой грамотности, мониторинга и улучшения своей кредитной истории. Так, даже заёмщики, не получившие одобрения кредита, по крайней мере получат персонализированную финансовую консультацию.

Другое отличие нового игрока рынка от его лидеров связано с инвесторами в займы, привлекаемыми платформой. В отличие от Lending Cub, который изначально запускался с идеей предоставления кредитов peer-to-peer, новая платформа Лапланша сразу фокусируется на небольшом количестве крупных институционалов как инвесторов в займы. Это происходит вследствие того, что несмотря на изначально заявленный Lending Club фокус на ритейловых инвесторов лишь 20-30% займов действительно фондировалось ритейловыми инвесторами и их доля постоянно снижалась. Крупные институционалы наоборот наращивали покупки займов видя аномально хорошее соотношение риска и доходности в этом классе активов. Так, несколько месяцев назад, консорциум инвесторов во главе с Джорджом Соросом подписал с Prosper соглашение о покупке займов на сумму в 5 млрд долларов в течение двух лет и это не исключение из правил, а практика рынка – smart money охотятся за займами, выдаваемыми Lending Club и Prosper. Однако аппетит институциональных инвесторов к P2P займам появился не сразу — Lending Club потратил несколько лет на то чтобы убедить первых институциональных инвесторов приобретать займы на платформе. У Upgrade же нет необходимости проходить этот путь с нуля. По имеющимся сведениям, уже 4 крупных управляющих компании заинтересованы в сотрудничестве с новой платформой Лапланша. Что интересно, Jefferies, инвестиционный банк с Wall street, собирается способствовать продвижению Upgrade на рынке капитала, а также выкупить некоторую часть займов.

 

Участие Jeffries в выкупе займов интересно тем что именно история с секьюритизацией Jefferies и стала одной из причин увольнения Рено Лапланша из Lending Club год назад. В мае 2016 года в ходе внутреннего расследования стало известно, что займы стоимостью в $22 млн, проданные банку, не соответствовали заявленным требованиям, а по кредитам на сумму в $3 млн даты, связанные с периодом их выдачи, были изменены одним из сотрудников компании. Впоследствии, Lending Club выкупил эти займы у Jefferies по номинальной стоимости и инвестбанк не понес убытков от этой ошибки. В процессе расследования выяснилось ещё одно обстоятельство, которое сыграло не последнюю роль в увольнении основателя – Рено Лапланш не уведомил Совет Директоров о своих личных вложениях в Cirrix Capital, фонд, в который Lending Club позже проинвестировал $10 млн именно по настоянию своего бывшего СЕО. По данным Bloomberg, которые, в свою очередь, ссылаются на официальные документы и информацию от частных лиц, инвестиция Лапланша в Cirrix Capital на тот момент составляла  2% от активов фонда, а Джона Мэка, главы Morgan Stanley и члена совета директоров Lending Club — 10% от активов (правда, последний, согласно Bloomberg, не был в курсе обсуждаемой инвестиции Lending Club и, как следствие, не обязан был уведомлять о своей доле остальных заинтересованных лиц). Результатом вышесказанного стало увольнение Рено с должности СЕО компании и обвал акций – Lending Club потерял 35% своей капитализации в тот же день.

На первый взгляд события, вынудившие Рено Лапланша оставить свою должность, выглядят весьма значимыми. Однако, по многим причинам мы считаем, что они не оправдывают отставку основателя компании, который привёл Lending Club к успешному IPO в декабре 2014 года. Как показал дальнейший аудит Lending Club, ситуаций, подобных истории с Jefferies, в компании до этого не возникало, поэтому речь идёт о единичном случае. Более того, роль Лапланша в этой истории неоднозначна – согласно имеющейся информации, именно он стал инициатором расследования с фальсифицированными займами и впоследствии принял решение об их выкупе у инвестора. Очевидно, что знать все о каждом займе CEO компании, которая выдает займов на 2.5 млрд долларов в квартал, не может просто физически. В случае c Cirrix Capital стоит упомянуть, что уже после увольнения Лапланша Совет Директоров в официальных документах раскрыл: некоторые члены комитета по рискам изначально были в курсе наличия у СЕО компании конфликта интересов и личная заинтересованность Рено Лапланша с очень низкой вероятностью повлияла бы на исход сделки. Хотелось бы также отметить, что ни у акционеров Lending Club, ни у SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США), ни у Jefferies – главной «пострадавшей» стороны – не возникло претензий к самому предпринимателю, что тоже о чем-то говорит.

 

Инвесторы, работавшие с Lending Club, с готовностью поддержали новый проект, отзываясь о Рено Лапланше как об исключительном и талантливом предпринимателе, способном построить Lending Club 2.0. Не могу с ними не согласиться – в индустрии P2P-кредитования всё больше и больше зависит от грамотного корпоративного управления – это больше не инновация, а вошедшая в обиход реальность. В ближайшем будущем сама идея того чтобы идти в банк за потребительским кредитом будет казаться настолько же странной как то что куда-то вообще нужно идти, а не сделать несколько кликов на смартфоне. Банковские сервисы необходимы, а вот банки – нет. И вот в грамотном управлении и умении создавать продукт Рено Лапланш, как показала практика, преуспел как никто другой: когда в первом квартале 2016 года объёмы выдачи займов крупнейших P2P-платформ стремительно падали в сравнении с предыдущим кварталом (на 15% для Prosper и 27% для Avant), Lending Club смог выдержать планку и увеличил объём выдачи на 7%. Вполне возможно, что сокрушительного падения стоимости Lending Club, а также негативного эффекта для всей индустрии онлайн-кредитования можно было бы избежать если бы Рено Лапланш продолжал руководить компанией. Рыночная капитализация Lending Club вряд ли опустилась бы тогда до текущего уровня в $2,2 млрд и уж точно у ведущих компаний отрасли не возникло бы нового сильного конкурента, которым Upgrade скорее всего станет достаточно скоро.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+