Больше кода: что государство может сделать с четырехкратной нехваткой программистов в России?
В последние годы поддержка российских IT-компаний на государственном уровне достигла своего пика. В декабре президент России Владимир Путин предложил Федеральному Собранию продлить до 2023 года действующую льготную ставку страховых взносов в размере 14%. Причина — уверенность чиновников в сильном росте отечественной IT-индустрии и мощный рост налоговых поступлений в казну страны. Развитие экспорта отечественных технологий также в приоритетных программах правительства на ближайшие 10 лет. Главный актив и ресурс IT-отрасли — специалисты. Как и где российским технологическим компаниям найти и вырастить кадровый резерв для качественного роста в ближайшие несколько лет?
Последние несколько лет я все чаще слышу в российской IT-индустрии мнения о тотальном кадровом кризисе. Многие компании прогнозируют страшный дефицит специалистов уже к 2020–2025 году. Давайте оценим масштаб и возможные варианты решения проблемы. Сегодня в мире более 18,5 млн программистов или специалистов, в той или иной степени связанных с программированием. Пропорция их географического проживания выглядит так. Северная и Южная Америка — 32,59%. Европа, Россия, Ближний Восток и Африка — 30,39%. Азиатский и тихоокеанский регионы — 37,02%. При этом плохо всем странам. Например в Европе — двукратная нехватка «кудесников клавиатуры». В России — четырехкратная.
Да, это глобальная проблема. Человечество обогнало само себя в гонке за IT-специалистами.
Правительства стран стремятся инвестировать в новые «технологические оазисы»: технопарки, инкубаторы и даже целые города высоких технологий. Например в Германии это берлинская Silicon Allee, в США — Хантсвилл, в России — Сколково и Иннополис. За лучших IT-экспертов идет настоящая война зарплат. Для россиян наиболее привлекательны зарубежные работодатели — США, Германия и Австралия. В том же самом Хантсвилле (штат Алабама, США) средняя ежегодная зарплата колеблется от $69 000 до $103 000. Да, не совсем корректно сравнивать напрямую зарплаты в разных странах с разным уровнем налогов. Но в целом картина становится понятна. Пекин вообще недавно объявил о создании фонда в $14,56 млрд для поддержки IT-инвестиций в масштабах всей Поднебесной. Этой проблемой озабочены сегодня США, Европа, Китай, Россия. Все прогрессивное человечество борется сегодня за «кадровый» кусок пирога.
А что в России?
В отечественном IT-сегменте по разным оценкам трудятся от 400 000 до 700 000 человек. Но спрос гораздо больше предложения. Рост IT-вакансий при сравнении 2015 и 2016 года составил 72%. Не менее «раскаленной» выглядит и ситуация в локальной миграции — 48% российских IT-специалистов готовы к переезду в другой регион. Мы в Битрикс24 можем подтвердить этот тренд на своем опыте. В наш головной офис в Калиниграде мы перевозим новых сотрудников со всей России.
В целом, в топ-3 самых привлекательных локаций вошли Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. А что же делать остальным? В России принято критиковать все, что делает государство, пытаясь стимулировать IT-индустрию— Сколково, Фонд содействия инновациям, РВК. Выискивать пробелы в проектах и смеяться над сроками. А что мы, такие «гениальные» представители IT-рынка, можем предложить нашему правительству в качестве альтернативы? Не рассуждая о «высоких материях», а на практике? В реальном мире, в реальной ситуации.
Так вышло, что в нашем офисе разгорелась нешуточная дискуссия по этому поводу. В ней приняли участие более сотни человек. В обсуждениях мы пришли к вопросу — какие программы российские IT-компании могут предложить государству для решения кадровой проблемы в своем сегменте?
У нас родилось несколько идей простых и эффективных прототипов государственных программ. Фундаментом для подобных проектов, на мой взгляд, должны стать несколько правил:
Федеральный масштаб. Важно не привязываться к «узкой территории» — скажем, к Сколково или к Иннополису
Не вкладываться в «стройки века», в офисы, в землю
Конкуренция между IT-компаниями за сотрудников в итоге должна только усилиться, не ослабнуть
После отключения программы «смертность» проекта должна быть минимальной
Импортозамещение. Важна нацеленность на использование российских продуктов и сервисов
Итак, что могло бы сделать государтсво для поддержки IT-специалистов?
Во-первых, частично компенсировать компаниям арендную плату с учетом нанятых ими работников в IT.
Чтобы снизить себестоимость продукции для IT-компаний, можно не строить огромные офисные здания и целые города, а сделать так: за каждого взятого на работу IT-специалиста с официальной зарплатой больше 50 000 рублей государство компенсирует IT-компании арендную плату рабочего места сотрудника из расчета до 5 кв.м ( это санитарный минимум) на человека. Расчеты ведутся по средней ежемесячной стоимости аренды квадратного метра в этом городе. Порядок получения такой поддержки может предполагать, что IT-компания заполняет анкету на госсайте, указывая список сотрудников, номер арендного договора и данные арендодателя для оплаты.
Здесь важно подчеркнуть, что государство платит компенсацию напрямую арендодателю, деньги в IT-компанию не «заходят». Превышение от среднего показателя работодатель оплачивает сам. Место аренды офиса не имеет значения. Организации не нужно переезжать в другой город или какой-то особый технологический хаб. Другой плюс — государству не нужно ничего строить. Не нужно менять федеральное законодательство. Программу можно запустить очень быстро. А местные органы власти получат налоги с заработной платы новых сотрудников.
Пример расчета:
Фирма из 30 человек в Калининграде сможет сэкономить: 30 x 5 x 600 рублей = 90 000 рублей в месяц или более 1 млн рублей в год.
ФОТ (фонд оплаты труда) такой компании составит: 30 х 50 000 рублей =1 500 000 рублей в месяц.
Эта мера, по нашим оценкам, могла бы привести к экономии примерно 10% на себестоимости IT-продукции — по всей стране, а не только в определенных «силиконовых» территориальных зонах.
Во-вторых, государство могло бы компенсировать и первые несколько месяцев аренды жилья при переезде IT-специалиста в другой город России. Такая программа хороша для стимулирования миграции IT-специалистов внутри страны. Этот вывод мы делаем на основании своего опыта при привлечении сотрудников в Калиниград. Жилье в новом городе — первичный вопрос для любого специалиста. Компенсации оформляются тоже через заявки. IT-компания при приеме на работу сотрудника из другого города подает заявление через госсайт. Указывает ФИО и ИНН специалиста, предоставляет договор аренды жилья. Государство компенсирует IT-компании три месяца аренды жилья из расчета средней арендной платы за жилплощадь в городе. IT-специалист, соответственно, должен проработать в компании не менее трех месяцев на испытательном сроке с зарплатой выше 50 000 рублей. Деньги человеку не перечисляются напрямую, а переводятся арендодателю. Превышение от средней нормы сотрудник оплачивает сам. Такую компенсацию можно получить не чаще раза в два года.
Пример расчета:
Для Калининграда аренда квартиры составит, скажем, 15 000 рублей, выплата составит 15 000 х 3 = 45 000 рублей.
Если IT-компания в 30 человек привезет в другой регион 10% сотрудников, то речь будет идти о трех людях, то экономия фирмы составит: 45 000 х 3 =135 000 рублей в год.
В-третьих, государство могло бы на постоянной основе дотировать ипотеку и аренду жилья для IT-специалистов.
Эта схема поможет не только сильно стимулировать конкуренцию на российском рынке труда среди IT-специалистов, но и привлечь молодежь прямо со школьной и университетской скамьи.
IT-компания предоставляет оплату жилья своим сотрудникам. Если человек проработал в IT-компании больше трех месяцев, получает зарплату не ниже 50 000 рублей и снимает жилье — он может получить постоянную компенсацию за аренду жилья из расчета средней аренды однокомнатной квартиры в городе. Также дотацию можно направлять и на выплату ипотечного кредита. Деньги в этом случае, как и в двух предыдущих, не перечисляют напрямую сотруднику. Суммы направляются напрямую арендодателю. И снова — фирма заполняет формы на госсайте, дает данные по сотруднику, договору аренды и реквизитам арендодателя. Превышение от стоимости аренды жилья IT-специалист оплачивает сам. При увольнении он перестает получать компенсацию.
Пример расчета:
Аренда квартиры в Калининграде составляет 15 000 рублей. Учитывая, что это молодые специалисты, то 20 из 30 сотрудников IT-компании, скорее всего, будут заявлять компенсацию.
20 человек х 15 000 рублей х 12 месяцев = 3 600 000 рублей в год.
Сделаем финальный расчет, суммируя денежные показатели по трем программам. Получаем: одна IT-компания в 30 человек обойдется государству ежегодно в около 4,8 млн рублей. Насколько это много? Возьмем для сравнения то, что до конца 2017 года Фонд Развития Интернет Инициатив (ФРИИ) планирует инвестировать в 400 IT-компаний около 6 млрд рублей. Потенциально это 1246 компаний в год или 37 380 рабочих мест в IT-индустрии страны, или 44 444 специалиста, которые переедут и перевезут с собой опыт и знания в новую локацию.
Так что госбюджеты на программу, представленную нами, — вполне себе приемлемы. Никаких «астрономических» затрат. Среди положительных эффектов программы:
Можно очень быстро запустить программу на всю страну, а не отдельно взятые «островки». Не нужно менять законодательство через Государственную Думу или утверждать льготы в Минэкономразвития
В Минкомсвязи могли бы запустить программу не обсуждая и не согласовывая ее с региональными органами. Упреждая проблемы со скоростью реализации и целевым распределением финансов
Никаких капитальных вложений в долгие и непрофильные для IT-индустрии активы: здания, землю и офисы
В Минкомсвязи будут все данные по динамике роста IT-компаний и миграции специалистов. Можно будет собрать больше данных и делать регулярную аналитику, чтобы понимать, насколько успешно развивается программа
Несмотря на кажущуюся дороговизну, программа будет очень точной, целевой и экономной, по сравнению со всеми проектами связанными со стройками, инвестициями и дорогами
Кадровый состав IT-компаний улучшится за счет конкуренции и миграции новых специалистов
Инвестиционный климат и привлекательность вложений в IT-индустрию России значительно возрастет. Это увеличит число компаний, усилит конкуренцию и обратно сработает на спрос кадров со стороны работодателей
IT-компании начнут сами обучать специалистов, чтобы их эффективность работы превысила минимальную зарплату в 50 000 рублей. HR-персонал начнет проактивно договариваться с вузами и студентами
Компании получат стимул более успешно продавать себя, свои продукты, чтобы зарабатывать. Так как компенсации не приходят к ним в деньгах, а расходы на зарплатный фонд все так же остаются
А каковы ее недостатки?
Возникнут сложности с законодательной формулировкой понятия «IT-компания«
Кажется недостаточным количество стимулов для роста числа компаний, а не только качественного состава сотрудников внутри отдельной организации
Некоторые найдут варианты «злоупотребления» системой
С минусами программы можно бороться, если наладить управление системой. На мой взгляд, говоря о юридическом определении IT-компаний, к ним нужно отнести разработчиков ПО и лицензионных прав, а также сервисные IT-компании (их включение поможет стимулировать рынок сбыта IT-сервисов и услуг — особенно веб-разработку). К тому же, стоит добавить фразу «Программные продукты и сервисы российского производства» в реестр АРПП (объединение российских разработчиков, ассоциация «Отечественный софт») - тогда российские покупатели софта будут переключаться с иностранного ПО на российское. Третья мера- установить минимальный размер заплаты для IT-специалиста, это отрегулирует уровень профессиональных навыков и эффективность труда специалиста. И еще один важный момент — так как объем компенсации на переезд активирует миграцию кадров, то нужно добавить в число возможных получателей льгот и иностранных специалистов. Так мы нарастим поток «людей и мозгов» из стран СНГ
Что касается компенсации за аренду жилья, то размер этих выплат определит, где именно наиболее быстро будет идти развитие IT-индустрии — в Москве или в Санкт-Петербурге, а возможно, — в других городах России. Кстати, IT-компаниям не нужно будет договариваться с банками на специальные условия ипотеки, они сами предложат их IT-специалистам. Потому что работники в технологической индустрии станут самыми выгодными и надежными плательщиками для банков.
Что в итоге?
Государство может поддерживать «цифровизацию» экономики и развитие интернет-компаний без огромных строек и капиталовложений. Да, фонды для инвестиций в IT-компании и прочие масштабные проекты нужны. Но с точки зрения предпринимателей и специалистов на этом рынкене менее важно снижать себестоимость создаваемых IT-отраслью продуктов — а это возможно за счет снижения стоимости аренды площадей, за счет стимулирования миграции и за счет поддержки перехода в IT-индустрию людей из смежных профессий. Зачастую эти небольшие детали намного важнее для сотрудника IT-компании, чем многие «глобальные» меры.
Не только государство, но и компании могут поддерживать этот вектор с помощью встречных идей, выдвигая концепции программы. Ведь кто знает ситуацию изнутри Рунета лучше самих предпринимателей? При сверхуспешном развитии таких программ можно наконец «снять» с России имидж «донора мозгов» для Силиконовой Долины и других зарубежных «мест силы».