К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

На балет через браузер: главные тренды на рынке продаж билетов в Рунете

Фото REUTERS / Kim Hong-Ji
Фото REUTERS / Kim Hong-Ji
Как российский билетный рынок пытается отойти от постсоветской модели квотирования и стать похожим на рынок продаж авиабилетов

По данным Statista.com, мировой билетный онлайн-рынок оценивается в $25 млрд (без учета музеев и театров). Объем американского рынка  - $8 млрд. Что в России? В нашей стране значительная часть рынка продажи билетов все еще в оффлайне. По нашей статистике, на конец 2016 года доля электронных билетов по отношению к бумажным в Москве и Санкт-Петербурге составляет 65-70%, и в среднем около 30% — в регионах.

Из-за этого полностью оценить российский рынок (онлайн и оффлайн) крайне сложно. Даже без учета отрасли кино и спортивных событий, которые (так уж сложилось исторически) оцениваются отдельно. По оценке «Интермедиа», общий оборот рынка культурных событий и мероприятий (без учета кино и спорта) в 2014 году составил 70,7 млрд рублей. При этом, по оценкам PWC, рынок музыкальных концертов в России стоит от 23 до 27 млрд рублей.

Очевидно, что российский рынок продажи билетов еще не реализовал весь свой потенциал. В каком же направлении он будет двигаться?

 

Реформа билетного рынка — единое билетное поле

Во многих странах рынки продажи билетов монополизированы. В Европе ключевым билетным оператором является Eventim. В Северной Америке — оператор Ticketmaster. Последний принадлежит крупнейшему промоутеру Live Nation. Фактически, билеты на все крупные мероприятия продаются через сайт организатора (Live Nation) или билетного оператора (Ticketmaster).

 

Однако во многих странах, в том числе и в России, билеты на большинство мероприятий продаются через нескольких крупных игроков, билетных операторов. Билеты распределяются между операторами по принципу квотирования. То есть зал мероприятия делится на квоты (части), и каждый оператор продает лишь свою часть билетов. Операторы борются за лучшую квоту и не пускают на рынок конкурентов.

Представьте, что могло бы быть, если бы авиабилеты продавались по модели квотирования. У каждого метапоисковика был бы свой ограниченный пул билетов: бизнес-класс у одного сервиса, билеты в середине самолета у другого, в хвосте — третьего. Попробуй угадай, кто какие билеты продает.

Исторически причина квотирования в том, что организаторы считали своей главной задачей организовать само мероприятие: привезти артистов, договориться с площадкой. Функция продажи билетов отдавалась операторам. И чем большему количеству  билетных операторов отдавались билеты, чем больше возможностей для диверсификации источников аудиторий и продажи билетов.  Поскольку разделить квоту до бесконечности невозможно, то билеты  отдавались самым крупным игрокам. Такой подход очень сильно ограничивал появление новых компаний на рынке: у них  пока нет репутации, а значит продавать через них определенную долю как минимум рисково. Это же сдерживало и продажу через новые мобильные приложения.

 
Концепция, когда все билеты доступны для покупки через все возможные каналы, как в авиаиндустрии, в отрасли начали называть «единое билетное поле» или «единое билетное пространство».

Первыми, кто уже продают по такой модели, стали некоторые театры. Благодаря наибольшему среди всех других организаторов культурных событий зрительскому потоку они смогли «продавить» билетных операторов. В 2017 году технологические решения для перехода к единому билетному полю разрабатываются рядом игроков билетного рынка (TicketsCloud, компания автора, разрабатывает такую платформу — Forbes). Крупнейшие интернет-компании («Яндекс» и «Рамблер») выступают в качестве агрегаторов. Но работают они не с причиной, а со следствием: объединяют они уже разбитые на квоты билеты и далеко не от всех операторов.

Вторичный рынок

В западных странах вторичный рынок продажи билетов работает так же прозрачно, как и первичный. Все тот же Ticketmaster — площадка первичной продажи билетов. А Ticketmaster Resale — маркетплейс для вторичной продажи. Каждый перепроданный билет облагается сервисным сбором (от 1,5 до 15% — в зависимости от страны).

Российский вторичный билетный рынок в нынешнем виде находится вне правового поля — перекупщики не платят налоги. Они используют доски объявлений типа Avito, специальные сайты для спекулянтов, а также соцсети и закрытые онлайн-площадки «для своих».

За счет создания сервиса вторичной продажи билетов в России перекупщики получат больше покупателей и, соответственно, больше прибыли. Пользоваться сервисом смогут не только спекулянты, но и обычные зрители, которые не могут посетить мероприятие, на которое купили билет. Сам сервис будет зарабатывать на комиссии и сервисном сборе.

 

Что дают организатору данные

Работа с данными по своей аудитории — ключевой актив любого организатора. Получая информацию о зрителе, организатор может прогнозировать успех текущих и будущих мероприятий, удерживать лояльных и привлекать новых зрителей, а также улучшать качество собственного шоу.  

Зарубежные рынки уже активно работают с данными. Ticketmaster запустил аналитический сервис Live Analytics. Его алгоритмы основаны на внутренних данных компании о продажах билетов (покупки и история просмотров), интересах и предпочтениях авторизованных пользователей (в том числе, через соцсети) и customer journey клиента (его путь до покупки билета, начиная с поискового запроса).

Помимо данных билетного оператора западные организаторы дополняют аналитику исследованиями маркетинговых компаний. Например, Acxiom предоставляет данные для концертного и фестивального сегмента о прослушивании песен исполнителя на Spotify, его обсуждения в Facebook, просмотров на YouTube, ротаций на радио и ТВ.

 

В мировой практике анализ данных применяется и для динамического ценообразования. В 2015 году четверть команд NFL применили динамическое ценообразование и увеличили прибыль в среднем на 10-30%. Например, команда «Сент-Луис Рэмс» начала продавать билеты за два месяца до игры против «Чикаго» — по цене $134. Билеты быстро раскупались, и за месяц до матча они уже стоили $222.

В России же все данные об аудитории остаются на стороне билетных операторов, если продажу осуществляют они. Поэтому данные об аудитории используются только теми организаторами, которые продают билеты самостоятельно и, соответственно, оставляют у себя всю информацию об аудитории. Есть организаторы, например, спектаклей, которые продают 99% билетов через собственные  сайты,  всю информацию об аудитории хранят на своей стороне. CRM-система (имена, e-mail, телефоны клиентов) тогда используется для анонса новых событий, а собранные данные — для создания индивидуализированной аудитории.

Новым видом распределенной базы данных во всем мире становится технология блокчейн. Она выводит на новый уровень защиты и конфиденциальности транзакционные данные — в том числе, и в индустрии зрелищных мероприятий.

Например, блокчейн уже находит применение в спортивной отрасли. Microsoft запустил платформу BraveLog на Тайване. Пока технология позволяет демонстрировать онлайн-результаты (как для тренеров, так и зрителей — через сайт) и анализировать статистику выступлений. В ближайшем будущем при помощи блокчейн-технологий будет организован также и процесс продажи билетов.

 

Появление блокчейна в России сделает прозрачными и защищенными все транзакционные действия в индустрии зрелищных событий и культурных мероприятий.

Мобильные технологии

Вряд ли кто-то удивится, что наибольшей популярностью по покупке билетов в мире пользуется мобильное приложение Ticketmaster.

Востребованы и рекомендательные сервисы. Например, в Британии «выстрелило» приложение Yplan (самый быстрорастущий tech-стартап Европы 2015 года, по версии TNW European Tech5 Awards). Yplan привлек порядка $38 млн и быстро стал лучшим recommendation- и ticketing-приложением Британии.

 

В России, как мы уже отмечали, мобильные приложения операторов не пользуются популярностью (у разных операторов — разные билеты, и скачивать множество приложений неудобно). Однако организаторы крупных мероприятий запускают собственные мобильные приложения (например, фестивали Alfa Future People, VK Fest). Непосредственно через приложения организаторов пока купить билеты нельзя, но в ближайшем будущем такая функция непременно появится.

В мировой практике в Facebook уже запускаются чат-боты по продаже билетов. Например, в США через чат-бот в Facebook продает билеты SkyScanner.  В России при помощи чат-ботов также продаются авиабилеты (например, @OneTwoTrip_Bot). И в настоящее время уже разрабатываются чат-боты в Telegram для продажи билетов на мероприятия, - они смогут подбирать нужные мероприятия и билеты на них, а также оказывать техническую поддержку и консультировать зрителей.

Развитие российского рынка продажи билетов и появление новых ниш напрямую зависит от внедряемых технологий. Их вполне могут занять стартапы и компании, которые смогут внедрить алгоритмы динамического ценообразования, сбор и аналитику данных, платформы для объединения первичного и вторичного рынка и т.д.  Сегодня разработчики таких продуктов все активнее заявляют о себе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+