Погода по требованию: как управление климатом становится новым трендом в персонализации устройств
Современное общество как никогда прежде стремится учитывать многообразие картины мира, видения, потребностей, поведения отдельной личности и социальных групп. Отражением личной свободы нового уровня является глубокая персонализация жизни, что позволяет обезопасить, упростить и качественно улучшить человеческое взаимодействие с окружающим миром. Технологическим ответом на это стала персонализация устройств, сервисов, маркетинга и цифрового мира в целом.
Сфера управления климатом искусственной среды подверглась этому влиянию. Простой единый подход объединял потребительские устройства кондиционирования и обогрева, воздушной очистки и увлажнения. Формирование личного климата должно происходить посредством создания общего климата, а итоговые температура и влажность должны быть результатом усреднения предпочтений либо молчаливого согласия людей. Это не вполне естественно в чувствительном человеческом обществе с его полярностью мнений.
Действие иного подхода мы ощущаем, когда открываем окно в собственной комнате, принимаем прохладный летний душ либо чувствуем мягкий бриз в лучах пляжного солнца. В результате этот опыт, противоречия между людьми с разными климатическими предпочтениями и влияние технологий стали причиной появления устройств, которые вывели персонализацию климата искусственной среды на новый уровень.
Мультизонный климат-контроль
Климат уже становится персональным. Использование фреона и других безопасных хладагентов позволило создавать мощные и относительно простые системы охлаждения искусственной среды. С 1930-х годов масштабирование этой технологии стало причиной активного развития компрессионного кондиционирования. Мощные потоки охлажденного воздуха, несмотря на видимые недостатки, превратились в привычный метод централизованного терморегулирования пространств.
Вместе с тем в автомобилях, самолетах и поездах стали появляться системы мультизонного климат-контроля, которые предоставили возможность индивидуально регулировать температуру воздуха с помощью распределения потоков. Автопроизводители и крупные поставщики комплектующих, включая Visteon Corporation, DENSO, Valeo, получили патентную охрану технологий зонного кондиционирования воздуха еще в 80-90-х годах прошлого века. Как утверждают автопроизводители, комфортность поездки подразумевает создание идеального климата для каждого пассажира.
Системы климат-контроля Thermotronic или Climatronic позволяют раздельно регулировать кондиционирование в различных зонах салона автомобиля. Приятная температура в салоне, как утверждает Volkswagen, позволяет водителю сохранить реакцию и внимание, что является важным условием безопасности в пути. Компании Airbus и Boeing используют технологию Trim-Air System (смешивание воздуха разных температур), которая обеспечивает разделение температурных зон внутри салона самолета.
Патент Airbus 2006 года иллюстрирует, насколько важно внедрить мультизонный интерьер и добиться достаточной эффективности охлаждения. В 2008 году Airbus Operations подала патентную заявку на технологию индивидуального кондиционирования салона воздушного судна с помощью обогрева и испарительного охлаждения. Единой системой осуществляется подача воздуха, конвертирование озона, очистка воздуха с помощью HEPA-фильтров, регулирование влажности и температуры, распределение воздуха.
Мы становимся свидетелями качественного обновления климатический индустрии в движении к естественному для людей миру, где каждый может обладать персональным и безопасным климатом (о котором так мечтали советские бабушки в бесконечных спорах об автобусных люках). Все дело в том, что именно сейчас появились ключевые условия: с одной стороны, изменились привычки (паттерны) потребления, с другой — технологии кондиционирования пошли вперед семимильными шагами.
Персонализация устройств и сервисов
Замещение коллективного стационарного телефона персональным мобильным телефоном для всех и каждого структурным образом изменило человеческое общение. В 2013 году в 41% американских домов использовались только мобильные телефоны, а к концу 2015 года этот показатель достиг 48,3%. Почти 73% американцев в возрасте 25–29 лет и 69% жителей США в возрасте 30–34 лет используют только мобильные телефоны. Персонализация мессенджеров усилила этот тренд. В январе 2016 года директор по продукту Facebook Messenger Дэвид Маркус описал платформу как «очень личное социальное рукопожатие». Внедрение алгоритмов AI и чат-боты еще больше персонализируют общение.
Сдвиг от коллективного к персональному характерен не только для развитых стран. Так, число функционирующих линий телефонной связи в Мексике снизилось с 20,491 млн (2008) до 18,301 млн (2014), а число подписок на мобильную связь возросло с 77,925 млн (2008 год) до 107,411 млн (2014 год). А в Африке явление leapfrogging привело к тому, что потребители миновали рынок фиксированной телефонной связи, и 97% населения будут иметь доступ к сотовой связи к 2017 году. Индия и Китай интегрировали беспроводную телефонию гораздо быстрее, чем развитые рынки, поскольку они имели возможность пренебречь стационарной связью.
Другой индикатор — изменение образов потребления медиа. В 2014 году Джошуа Аткинс из Beats Electronics и Дэниел Джякобелло из Sonos писали: «С появлением потоковых музыкальных и видео-сервисов и миниатюризацией электроники за последнее десятилетие, произошел сдвиг в том, каким образом большинство людей обнаруживает и потребляет медиа». С помощью наушников и персональных устройств (on-the-go) люди просматривают и прослушивают больше контента, чем когда-либо прежде, что привело к значительному увеличению продаж наушников и появлению новых категорий все более маленьких портативных акустических систем, пишут они. Рынок беспроводной аудиотехники действительно растет в 3 раза быстрее рынка смартфонов.
В Индии использование небольших экранов в персональных устройствах будет питать «личный эскапизм» (просмотр контента по отдельности), в отличие от «группового эскапизма» (совместный просмотр в гостинной), и это, как ожидается, увеличит многообразие контента, а также изменит его тип. По мнению Sennheiser, присутствие компании на рынке Индии фундаментальным образом изменило представление потребителей о наушниках. Все это привело к тихой революции на рынке. Концепция домашней аудиосистемы — в особенности громоздкие Hi-Fi и прочее оборудование стоимостью в тысячи долларов — была трансформирована в нечто более компактное и недорогое. Что в итоге? По данным Euromonitor, продажи Hi-Fi упали на 21% в 2015 году.
По мнению аналитиков PwC, смартфон уже стал полноценным персональным цифровым ассистентом. В настольных компьютерах и ноутбуках число независимых пользовательских аккаунтов падает, а мобильной электроники для нескольких владельцев вообще нет. Распространение кастомизации и персонализации в потребительском секторе рассматривается в качестве скрытого подводного течения, которое в значительной степени определяет потребительские настроения к 2020 году.
Все больше сервисов персонализируют контент с помощью технологий анализа и глубокого изучения данных для достижения наибольшего вовлечения пользователей. Эти алгоритмы позволяют Netflix в 41% случаев стимулировать bingeing, — просмотр видео в течение нескольких часов без перерыва. Давно очевидно: когда пользователь подписывается на любимого исполнителя, фильм или страницу, комментирует пост — все эти действия записываются в библиотеку Facebook Social Graph и связываются с активностью всех остальных пользователей. Комбинация человеческого присутствия и алгоритмов реализует ядро системы личных рекомендаций в Apple Music. Внедрение алгоритмов сочетания песен iTunes Match с человеческим лицом способствует этой персонализации. Оптические датчики сердечных сокращений и GPS в Apple Watch 2 способны анализировать фитнес-активность пользователя и совместно с алгоритмами формировать пул необходимых рекомендаций. Эти процессы влияют на самые консервативные индустрии. Например, «коллективные» отделения банков вытесняются персональным взаимодействием людей и финансовых организаций в сервисах и приложениях. Люди устали от банков, они хотят получать качественные финансовые услуги, подобранные специально для них. Во многом именно поэтому, по мнению Олега Тинькова, будет закрыто 80-90% банковских отделений.
Персонализации подвергается человеческий быт в целом. По мнению Рэя Курцвейла, уровень развития технологий 3D-печати позволит каждому создавать персональную одежду, модули для строительства домов и другие объекты в привычной для человека домашней среде. Sharing economy открывает нам возможности персонального пользования дорогими вещами на условиях доступности и прозрачности от такси до бизнес-джетов, а принцип «у каждого — по авто в гараже» может потерять свою актуальность.
Новые технологии и персонализация климата помещений
Внедрение мультизонного климат-контроля в жилых помещениях по подобию интерьеров автомобилей и самолетов оказалось непрактичным. Дело в том, что мульти-сплит компрессионное кондиционирование, во-первых, является крайне энергоемким и дорогим, во-вторых, избыточная мощность и размеры этих устройств не изменили существующий подход к формированию персонального климата с помощью создания макроклимата помещений.
Несмотря на то, что текущая избыточная мощность испарительных кондиционеров не позволяет мгновенно изменить существующий подход к формированию микроклимата, а современные устройства Haier, Honeywell являются слишком громоздкими и энергоемкими для того, чтобы стать персональными, противоречия привели к переосмыслению технологий охлаждения воздуха с помощью испарения воды, о чем было известно, как минимум, в XVIII в.
Именно теперь персонализация климата помещений становится возможной, потому что постепенно мы перешли к эре проектируемых универсальных материалов с необходимыми комбинированными свойствами. Комбинации и нелинейные эффекты помогают заменять сложные решения единым химическим метаматериалом. Современная методология исследования скрытых сверхспособностей природы позволяет создавать материалы с удивительными свойствами. Нанокристаллическая целлюлоза, из которой состоит секвойя, в десять раз прочнее стали, хотя и сделана из сахара. Комбинация наноцеллюлозы и других материалов позволяет многократно увеличивать отдельные показатели композитов.
Как никогда прежде, использование метаматериалов открывает возможности для создания эффективных, персональных и портативных климатических устройств. Технология наноароматизации Scent Air распыляет поток частиц, которые в 50 раз меньше и в 125 000 раз легче аэрозольной капли, что позволяет частице «зависать» в воздухе на длительный период и эффективно ароматизировать окружающую среду. Практиками создаются материалы, позволяющие более эффективно рассеивать тепло в доме.
Активированный карбон, цеолиты, силикагель, мембраны и другие материалы могут эффективно разделять газовоздушные среды, поглощать большой объем воды и обладать иными удивительными физическими свойствами, с помощью которых становится возможным энергоэффективное создание испарительного персонального климата с оптимальной температурой и мягкостью воздуха для каждого, в отличие от текущих возможностей и ограничений технологии компрессионного кондиционирования. Развитие технологий неизбежно приводит к уменьшению размеров, большей портативности и эффективности потребительских климатических устройств, для которых формирование личной климатической среды объемом в несколько кубометров в значительной мере заменяет задачу охлаждения помещения в целом.
Жизнь новой индустрии
По данным строительной ассоциации BSRIA, объем рынка кондиционеров в 2014 году достиг 97,7 млрд долларов. По данным TechSci, прогнозируемый объем мирового рынка очистителей воздуха к 2021 году может составить 59 млрд долларов. Организация Zion Research утверждает, что объем американского рынка домашних очистителей воздуха составил $2,02 млрд в 2015 году. К 2021 году он может вырасти до $2,72 млрд с ежегодным ростом в 5%. Предполагаемый объем рынка ароматизации к 2020 году может составить 11,04 млрд долларов, как утверждают в Allied Market Research.
С одной стороны, как мы смогли убедиться, неразрешимое противоречие между общим и персональным, как правило, приводит к изменению облика индустрии и возникновению качественно нового персонального. Персонализация климата, во-первых, происходит под влиянием изменений привычек (паттернов) потребления и противоречий между людьми с разными климатическими предпочтениями, во-вторых, вследствие появления технологий, которые позволяют создавать эффективные и персональные устройства, в-третьих, при наличии необходимых инвестиционных условий.
С другой стороны, важно и учитывать опыт уже созданных решений. Строители и корабелы старых времен Англии считали своей задачей создание чего-то, похожего на сделанное ранее. По их мнению, действительность состоит не в том, что будут открыты новые человеческие потребности (прибавление), но в том, что новые и более естественные средства и технологии заменят прошлые (отрицание). В январе 2015 года Apple заявила, что прекратит публиковать отчеты о продажах iPod. Вариация телефона и iPod породила iPhone, персональное метаустройство для универсального обмена информацией с цифровым и физическим миром. В 2007 году Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале назвали «через-дефис-ацию» и скрещивание прошлого и настоящего опыта одним из ключевых явлений философии созидания. По их мнению, скрещивание составляющих будет успешным, если оно увеличит суммарную ценность компонентов. Комбинация Snapchat и очков Spectacles превышает суммарную ценность компонентов, и порождает Snap, — персональный инструмент общения с помощью фото для всего человечества.
В этом смысле персонализация, с одной стороны, и комбинирование функций, с другой, оказывают значительное действие на обновление индустрии климата в целом. Как и в случае с iPhone, метаматериалы и другие комбинации позволят заменить многообразие устройств персональным климатическим метаустройством, которое очищает, охлаждает, увлажняет, ароматизирует воздух и создает оптимальные терапевтические условия для потребителя.
Капитализация производителя кондиционеров Daikin (OTC:DKILY) достигла $26,6 млрд. Производитель утверждает, что в развивающихся странах потенциал рынка кондиционеров составляет 90%, а в странах с развитыми рынками — 63%, что связано с глобальным переходом к энергосберегающим технологиям. Это свидетельствует о значительном потенциале для развития персональных потребительских кондиционеров. В линейке продуктов появились прообразы устройств, которые сочетают функцию охлаждения и очистки либо увлажнения и очистки воздуха, что свидетельствует о стремлении к созданию метаустройств.
Летом 2016 года Unilever объявил о закрытии сделки с производителем очистителей Blueair, оборот которого по итогам 2015 года составил $106 млн, что оказывает значимое влияние на формирование благотворных инвестиционных условий на рынке. В Xiaomi представили умный очиститель Air Purifier 2, Dyson продолжает активно развивать линейку продуктов Pure Cool. Достигнутый уровень портативности очистителей является в принципе достаточным с точки зрения персональности. Последнее связано с тем, что комбинирование функций на рынке очистителей является более значимым, нежели персонализация, поскольку в отношении чистоты воздуха у потребителей существует определенный консенсус, и какие-либо противоречия предпочтений в целом исключены, поскольку всем нужен чистый воздух.
Общий объем инвестиций в климатические стартапы Molekule, Wynd, Airmega, Bitfinder, Air Halo составил около $20 млн, что несопоставимо мало в сравнении с объемом рынка и потенциалом дальнейшего развития отрасли. Дизайнер Даан Рузгард запустил проект The Smog Free, призванный захватывать мелкие загрязняющие частицы PM2.5, PM10 и очищать воздух на 75% с использованием ионной технологии. Все это свидетельствует о том, что рынок исследует и разрабатывает необходимые технологии в настоящее время, открывает и тестирует оптимальный облик и формулы персональных климатических метаустройств, прообразы которых уже появляются на рынке.
В 2010 году Нассим Талеб в опросе на тему «Каким будет мир в 2036 году» для The Economist заявил, что большая часть технологий старше двадцати пяти лет будут с нами и через четверть века, а все большое и оптимизированное исчезнет или же сдаст позиции. Персональные климатические метаустройства органично вписываются в эту историческую картину. Миссия климатической техники будущего состоит в том, чтобы в движении к идеальному составу воздуха обеспечивать доступность эффективных и персональных устройств и защиту от климатических дискомфортов для каждого. Мы становимся свидетелями тихой революции на рынке климатической техники. Вопрос лишь в том, когда технологии будут развиты настолько, чтобы устройства взаимодействовали с потребителем на новом уровне. Вот тогда мы сможем говорить о внедрении парадигмы персонального климата.