Итоги IPO Snap: можно ли оценить разработчика мессенджера в 60 годовых выручек?
IPO Snap — одно из самых ожидаемых событий этого года. Многие надеются, что это событие откроет новое окно для череды технологических IPO после застоя в 2016 году. Также многие ждут, что Snap вырастет в еще одного публичного гиганта из Кремниевой долины, который сможет состязаться с Facebook. Интересно, оправдает ли Snap надежды кандидатов на IPO, инвесторов, поверивших в компанию?
Итоги IPO
Акции Snap (NYSE: SNAP) на Нью-Йоркской фондовой бирже за первые два дня торгов 59% с цены размещения, которая составила $17, до цены закрытия в пятницу — $27.09. Цена размещения была выше диапазона $14-16, установленного банками-организаторами Morgan Stanley и Goldman Sachs. Банки провели 10-дневное роудшоу в США и Европе и переподписали книгу заявок более чем в 10 раз. Это создало хороший задел для роста акций компании в первые дни торгов. В общей сложности Snap привлекла $3.4 млрд. При этом 25% объема размещения забрали существующие инвесторы компании с обязательством не продавать акции в течение 12 месяцев. Нетипичная ситуация, когда существующие инвесторы покупают на IPO столь большой объем акций. Это может свидетельствовать о недостаточном спросе на акции со стороны внешних инвесторов. Однако это не бьется с информацией о 10-разовой переподписке, и миллиардными оборотами торгов в первые два дня и росте акций на 59% с момента размещения. Поэтому, это скорее положительный сигнал.
Крупнейшими акционерами Snap к моменту IPO являлись сооснователи компании CEO Эван Шпигель (26 лет) и CTO Роберт Мэрфи (28 лет), а также венчурные фонды Benchmark Capital Partners, Lightspeed Venture Partners и один из партнеров фонда Benchmark Митч Ласки.
На IPO инвесторы согласились купить неголосующие акции. Таким образом, как в случае с Facebook, сооснователи Snap принимают все основные решения по управлению компанией, контролируя 88% голосующих акций.
В итоге мы имеем еще одного супер-единорога с текущей рыночной капитализацией $31 млрд. Это почти в три раза больше, чем у конкурента Twitter и является самой высокой оценкой в технологическом IPO со времен Facebook пять лет назад. Snap до Facebook, конечно, далеко. Текущая капитализация крупнейшей в мире соцсети выше в 13 раз и составляет $396 млрд. Однако если брать оценку на момент размещения, Snap меньше Facebook всего в четыре раза.
Оценка и финансы
Все возмущались, когда три с половиной года назад основатели Snapchat (предыдущее название компании) отклонили предложение Facebook купить компанию за $3 млрд. Сегодня компания стоит $31млрд. Это оказалось не только грамотным решением основателей Snap, но и стало еще одним подтверждением удивительного визионерства Марка Цукерберга. Например, приобретения Instagram за $1 млрд и Whatsapp за $19 млрд долго критиковались рынком, однако сейчас ни у кого нет сомнений, что это были выгодные сделки. Только вклад Instagram в капитализацию Facebook, по разным оценкам, сегодня превышает $50 млрд.
Несмотря на семикратный рост выручки компании ($59 млн в 2015, $404 млн в 2016), убыток Snap в 2016 году увеличился на 38%. Это результат мощной конкуренции со стороны конкурентов, в особенности со стороны Instagram, который запустил аналогичный Snap функционал, чем вызвал замедление роста пользователей.
Вообще, Snap вышел на биржу на гораздо более ранней стадии развития, нежели Twitter или Facebook. Созданная пять лет назад компания на IPO была оценена в 60 годовых выручек, что более чем в два раза превышает мультипликатор в 27 выручек Facebook при размещении.
Для того, чтобы оправдать столь высокий мультипликатор оценки Snap акцентирует внимание на важности Snapchat для пользователей, на крайне высокой продолжительности дневного пользования, на потенциале роста выручки и на том, что теперь молодежь в общении предпочитает видео текстовым сообщениям.
Что такое Snap
Snap — это глобальная коммуникационная платформа, позволяющая пользователям делиться опытом и историями со своими друзьями и подписчиками. Продукты Snap помогают людям выражать себя в режиме реального времени при помощи видео и фотографий, вместе познавать мир и веселиться.
При запуске приложение Snapchat открывает камеру телефона, что позволяет сразу запечатлеть событие и поделиться контентом. Единица контента в приложении называется Снэп и представляет собой фотографию или 10-секундный видеоролик, которыми делятся пользователи. Особенность Снэпов в их эфемерности. Отдельные снэпы удаляются после их просмотра, в то время как Снэпы, представляющие собой Live Story, показываются в хронологическом порядке и автоматически удаляются через 24 часа. Открытие Snap в том, что креативность и творчество могут быть подавлены страхом перед вечным сохранением, и в то же время преумножены через эфемерность.
Ежедневно на платформе находятся 160 млн активных пользователей. Они в среднем проводят 25-30 минут и 2/3 из них создают контент ежедневно. Стоит отметить, что 70% пользователей Snap имеют возраст младше 25 лет. Поэтому большинство взрослых не могут понять, за счет чего Snap так популярен и как долго это будет продолжаться. Также интересен факт, что 70% пользователей Snap — женщины.
Перспективы акций Snap
Несмотря на невероятно успешное IPO, оценка компании сильно завышена. Сейчас акции Snap оценивается в 77 годовых выручек. Facebook — 14. Компания демонстрирует сильные показатели роста выручки, однако неизвестно, как долго они сохранятся. Что касается операционной рентабельности, она ужасающая. При выручке в $404 млн отрицательный чистый денежный поток составляет -$678 млн. Причем у компании нет четкого плана выхода в прибыль и в положительный денежный поток.
Если сравнивать с торгуемыми аналогами, Snap торгуется с премией свыше 952% к среднерыночному мультипликатору EV/Revenue (стоимость компании к выручке) 2016 года.
Это верные признаки того, что велика вероятность корректировки оценки компании, то есть падения стоимости акций на бирже. На волне оптимизма и дефицита новых технологических историй акции Snap могут еще подрасти. Однако долго такая высокая оценка держаться не может. Поэтому в ближайшее время должна появиться возможность заработать на шорте акций Snap, то есть ставке на падение курса акций.