К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В одной лодке: как платформы p2p-кредитов сотрудничают с банками

Фото Richard Drew / AP / TASS
Фото Richard Drew / AP / TASS
Представители традиционной банковской инфраструктуры могут работать с площадками взаимных займов — как агенты или как сокредиторы. В Европе такое сотрудничество уже набирает обороты.

Информационные технологии открывают возможности для формирования новых небанковских финансовых институтов, новых финансовых услуг и новых методов оказания этих сервисов. То, что вчера считалось немыслимым, сегодня становятся обыденным. Банкам приходится тяжело: с одной стороны, они распоряжаются денежными средствами своих клиентов и обязаны тщательно взвешивать риски и условия предоставления финансовых средств взаймы. С другой стороны, когда речь заходит о микро-финансировании, традиционные банковские продукты оказываются слишком громоздкими и неудобными — тогда клиенты банков начинают искать альтернативы. В этом смысле появление Р2Р-платформ совместного кредитования было лишь вопросом времени, и такие платформы действительно становятся все масштабнее.

Возможность кредиторов и заемщиков договариваться друг с другом напрямую, устанавливая приемлемые соотношения рисков и доходности, стала обеспечиваться средствами автоматизации платформы. Такие сервисы сейчас крайне востребованы: нет необходимости собирать большой комплект документов и идти в банк, потому что сервисы работают через дистанционные каналы; не надо открывать дополнительный счет — можно использовать открытые счета в обслуживающих банках; сервисы очень быстро реагируют на запросы и потребности своих клиентов. И, наконец, P2P-платформы позволяют получать займы без обеспечения, что крайне актуально для сегмента малого и микро- бизнеса.

Интеграция банков с P2P-платформами VS собственные разработки

 

Р2Р-платформы снижают издержки и захватывают большую долю рынка. Многочисленные попытки банков выстроить эффективный процесс кредитования малого бизнеса заканчивались неудачей. Этот сегмент рынка до сих пор привлекает банки, но требует слишком больших затрат, связанных с технологическими особенностями процесса обработки заявок.  Малый бизнес, в отличие от крупного, слишком разнообразен, слишком неочевиден и требует слишком больших усилий для изучения, чтобы «пакетные продукты» давали результат. В итоге кредитование малого бизнеса не показывало ожидаемой нормы прибыли, либо критерии оценки рисков были затянутыми настолько, что продукт просто не находил своего клиента.

Платформы P2P-кредитования находятся в более выгодном положении по сравнению с банками из-за отсутствия жестких регуляторных требований. Они могут предложить конечным пользователям решения в тех клиентских секторах, которыми часто пренебрегают банки. Основной задачей, которую решают создатели P2P-платформ, является минимизация издержек, связанных с привлечением клиентов. Но P2P-платформы появились в России недавно и не получили пока достаточной известности среди российского потребителя. Поэтому любая P2P-платформа будет вынуждена прикладывать гораздо больше усилий на привлечение клиента, чем затрачивает классический банк.

 

Среди возможных способов взаимодействия классических банков и P2P-платформ я бы выделил следующие направления:

  1. Агентская модель взаимодействия. Банк выступает агентом, который приводит клиентов. Им отказано в финансировании по нормативам и условиям программы кредитования банка, но они могут получать финансирование по условиям продукта Р2Р-платформы. Банк получает дополнительное комиссионное вознаграждение при минимуме затрат на обслуживание клиентов и без рисков финансирования. Р2Р-оператор получает клиентов без существенных затрат на привлечение, ограничиваясь выплатой банку комиссионного вознаграждения. Все транзакционные доходы по обслуживанию клиента также остаются на стороне Банка.
  2. Кобрендинговая программа. Банк выступает не только поставщиком клиентов —потенциальных заемщиков, но и распространяет информацию о возможности размещения свободных средств среди клиентов-кредиторов. Для этого банку потребуется провести аккредитацию рисковой модели Р2Р-оператора в силу возникновения определенных репутационных рисков для банка.
  3. Со-финансирование. Банк выделяет определенный объем свободных средств и выступает в качестве кредитора в проектах, финансируемых Р2Р-платформой.

Поскольку рынок Р2Р-кредитования в России является достаточно молодым, здесь еще рано говорить, что гарантированно «выстрелит». Но с высокой степенью достоверности можно отразить те черты Р2Р-платформ, которые будут наиболее понятны и востребованы банками.

  • Наличие модели оценки рисков, понятной и приемлемой для банков. Чем более надежная и проверенная на практике модель используется для оценки заемщиков Р2Р-платформы, тем выше вероятность успешного взаимодействия с банками после прохождения процедуры аккредитации модели/платформы.
  • Наличие ИТ-платформы с необходимым уровнем автоматизации. Чем более совершенная и функционально полная платформа будет использована Р2Р-оператором, тем легче она может быть интегрирована в банковскую ИТ-среду, в особенности с учетом требований масштабируемости бизнеса. Вопрос возможности наращивания производительности ИТ-системы при увеличении объемов операций рассматривается банками как один из ключевых.
  • Опыт и профессионализм команды Р2Р-платформы.

На более развитых зарубежных финансовых рынках банки и P2P-платформы взаимодействуют совсем по-другому. Банки поняли потенциал представителей новой одноранговой экономики и не хотят упускать этот сегмент дополнительной прибыли. Так, в конце прошлого года одна из наиболее известных платформ в этой сфере, американская OnDeck, объявила о стратегическом сотрудничестве с JP Morgan для осуществления программы кредитования малого бизнеса. Для OnDeck проект даст возможность расширить кредитный портфель (который и без того составлял более $5 млрд., а количество выданных займов — более 60 000), банку — получить доступ к технологии, которая значительно повысит скорость принятия решения о выдаче займа.

 

Британский Metro Bank теперь выдает займы через платформу взаимного кредитования Zopa. Подписанный в 2016 договор, согласно которому банк получил возможность выдавать займы через веб-сервис персонального кредитования, стал первой сделкой такого рода в Соединенном Королевстве. Кроме того, в Великобритании подобные формы сотрудничества поощряются даже регулятором — он подталкивает банки к тому, чтобы передавать другим игрокам финансового рынка компании, которым те отказали в кредите. Банк Santander договорился с компанией Funding Circle о передаче клиентов из малого и среднего бизнеса, которые банку не интересны, а взамен Funding Circle будет предлагать клиентам открывать в этом банке текущие счета и другие услуги, которые не может оказать самостоятельно как компания без банковской лицензии.

Такие крупные финансовые организации, как Morgan Stanley, Citygroup и Wells Fargo через свои дочерние венчурные структуры инвестируют в Lending Club, при этом JPMorgan Chase инвестирует в Prosper. Goldman Sachs также создал публичную небанковскую компанию — Goldman Sachs BDC, которая занялась инвестированием в портфели P2P-кредитования среднего бизнеса, и объявил о разработке цифровой платформы, которая позволила бы выдавать ссуды в размере $15 000 — $20 000.

На текущий момент в открытых источниках отсутствуют количественные оценки эффективности партнерства зарубежных банков и P2P-платформ, но уже сейчас ясно одно —  рынок будет меняться. Несмотря на то, что многие компании, работающие в сегменте P2P, активно набирают обороты, со стороны многих игроков рынка все чаще звучат предложения, что в дальнейшем они будут консолидироваться с банками. Да и банки разглядели в провайдерах Р2Р-кредитования возможных партнеров. За десять лет существования сегмент получил такое развитие, что у банков не осталось сомнений в их жизнеспособности и перспективности.

К сожалению, в настоящее время на российском рынке нет примеров полноценной интеграции Р2Р-платформ и банковских систем, за исключением проприетарной системы «Альфа-Поток», разработанная Альфа-Банком. Поэтому делать однозначные выводы о результатах такой интеграции пока рано, но многие крупные банки проявляют интерес к взаимодействию такого рода. Вполне возможно, что через некоторое время эта технология войдет в число обычных банковских инструментов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+