К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кассовые сборы: что на самом деле значит ФЗ-54 для онлайн-торговли в России

Фото Oliver Bunic/Bloomberg via Getty Images
Фото Oliver Bunic/Bloomberg via Getty Images
Почему интернет-торговля оказывается в менее выгодной ситуации даже в сравнении с российскими офлайн-продавцами

В ноябре и декабре ретейлу в России не до размышлений. Нужно закупить и подготовить товар на складе. Нанять дополнительный персонал. Запустить рекламу и распродажи. Компаниям нужно отторговаться за весь буксующий и «страдающий» високосный год. Оборот розничной торговли в целом по стране упал (в долларовом выражении) по итогам года на 7%. Некоторые сегменты, например автомобили, бытовая техника и одежда, сократились на 20% и более.

Потом впереди 23 февраля и 8 марта. Опять суета и мобилизация всех резервов. Но реальность жестока и говорит нам другое. 2017 год начнется с «большой красной кнопки» под названием «ФЗ-54». О чем он нам говорит? С 1 февраля в стране изменится фискально-кассовая система. Самая главная новость  —  отныне все данные о расчетах с покупателями регистрируются и попадают в налоговые органы через интернет.

Что нового принес ФЗ-54 для продавцов?

 

Во-первых, дедлайны:

  • С 1 февраля 2017 года ФНС будет ставить на учет только кассы нового онлайн-образца

  • С 1 февраля 2017 производители перестают торговать кассами старого образца

  • Крайний срок подключения к новой кассовой системе —  июль 2017 года

  • ЕНВД и «патент» присоединятся к закону с 1 июля 2018 года

Во-вторых, интернет-магазинам предстоит:

 
  • Полностью обновить «кассовый парк»

  • Принимать электронные средства платежа на физическую кассу. По новому закону это все безналичные платежи с пластиковых карт (Visa, MasterCard) и любых электронных денег («Яндекс.Деньги», WebMoney и другие)

  • Пробивать и отправлять чеки через интернет покупателю и налоговым органам 24 часа в сутки. Включая ночь и выходные дни. Повторюсь, чек должен быть пробит НОЧЬЮ

  • Выбивать чеки не позднее 5 минут после получения транзакции об оплате

  • Перейти на формат чеков по новому образцу. С 14 новыми пунктами информации о сделке

  • Менять фискальный накопитель кассы раз в 13 месяцев и хранить их не менее 5 лет с момента регистрации

В-третьих, ретейл будет работать в новой парадигме штрафов.

Вот некоторые важные моменты:

  • Теперь штрафы будут рассчитываться из суммы ваших операций вне кассы

  • Для юридических лиц штрафы могут составить до 100% суммы чека, но не менее 30 000 рублей

  • Привлечь продавца к ответственности за нарушение правил торговли можно теперь в течение года с момента его совершения

С 1 февраля 2017-го компании смогут регистрировать только кассовые аппараты нового онлайн-формата. В них уже установлен фискальный накопитель. Они внесены в реестр ККТ. Самые популярные производители в России — АТОЛ и «Штрих-М».

 

Ценовой диапазон по кассам нового образца колеблется примерно от 17 500 рублей до 30 000 рублей за один аппарат. ПО для кассы обойдется вам еще от 5000 рублей до 13 000 рублей. Регистрация кассы в ФНС — до 3000 рублей. Абонентская плата в ОФД (оператор фискальных данных) за обслуживание — 3000 рублей в год. Итого — от 28 000 до 49 000 рублей расходов чистыми.

Работать на старых кассах можно до 1 июля 2017 года. Но если в них закончится ЭКЛЗ, их можно сразу выносить на помойку.

Теперь о главном. Простой пример. Представьте себе очереди в условной «икее». 15 касс. В каждой кассе — 10 человек. Люди спокойно ждут, оплачивают и получают чек. Все спокойно и тихо. Это офлайн-торговля. Что происходит, когда e-commerce встречается с требованиями ФЗ-54? Представьте. Та же ситуация в IKEA.  Но онлайн-покупатели не стоят в очередях. 150 человек окружили кассы, и каждый покупатель требует пробить его чек. Цивилизованных очередей нет. В новой реальности ФЗ-54 эта неуправляемая толпа — заказы в вашем интернет-магазине. Коллапс и пробка. Теперь это реальная ситуация в ваше рабочее время. Ночь? Выходные и праздничные дни? Та же картина — кассы и неуправляемая толпа покупателей. Но еще и без кассиров. В офлайн-торговле покупатель будет ждать своей очереди на кассе, в онлайн-торговле вы можете получать десятки и сотни заказов в минуту, но никакой очереди не будет. ФНС с ОФД не будут терпеливо ждать ваших данных по несколько суток. Время получения интернет-магазином электронного платежа и время пробития чека не могут расходиться больше чем на 5 минут.  

Среднестатистическая российская касса сегодня пробивает один чек за 3-5 секунд. Нетрудно посчитать, что за 5 минут лимит ее операций составит от 60 до 100 чеков. Это при идеальных условиях работы, без сбоев и «падающего» интернета. Ваша касса обязана успеть одновременно зарегистрировать всю эту лавину покупок и отправить данные в налоговые органы. Вот в чем главная проблема внедрения ФЗ-54 для российской интернет-торговли. Чтобы масштабировать нагрузку и успевать укладываться в новые лимиты регистрации чеков, вам нужно не одно устройство, а целая «ферма касс». То есть — дополнительные расходы. 58% онлайн-покупателей в Санкт-Петербурге и 50% этой же аудитории в Москве совершают покупки с 21:00 до 6:00. К тому же ночью россияне в среднем покупают больше и дороже товаров, чем днем. В 2016 году на 44% выросло число интернет-магазинов, получающих более 500 заказов в сутки. Если брать весь российский сегмент e-commerce, то в нем около 20% самых популярных онлайн-продавцов, получающих более 1000 заказов в сутки. В первую очередь, именно эти интернет-магазины находятся в «группе риска» и столкнутся с жесткими требованиями ФЗ-54 к бесперебойной и круглосуточной отправке всех данных в ОФД и ФНС.  Для них выходом и станут «фермы касс» — набор физических касс, которые синхронизированы с ПО интернет-магазина. Такие кассы «обучены» распределять нагрузку на интернет-магазин при пиках продаж и не допускать ситуации, которую я описал в примере выше. «Фермы касс» в новой реальности ФЗ-54 нужны онлайн-торговле намного больше, чем офлайн-продавцам. «Под чеки» попадает оплата электронными деньгами, онлайн-кошельками и то, что раньше вообще туда не попадало. Это требование относится сугубо и непосредственно к онлайн-коммерции.

Российская специфика

 

Государство крайне серьезно настроено «отбеливать», выводить из cерого сегмента и собирать налоги со всего, что обменивается деньгами и товарами в системе «Интернет-магазин — Покупатель». Это правильно и логично. Правительства многих стран сегодня стремятся установить контроль над движением налички через инновационные реформы. Чехия с 1 декабря ввела обязательные кассовые аппараты для всего общепита. Сейчас предприниматели массово регистрируют новые лицензии и готовятся работать по системе онлайн-отчетов. Несмотря на недовольство малого и среднего бизнеса, реформа состоялась. А с весны «пражский ФЗ-54» распространится на всех остальных представителей розничной и оптовой торговли. И на всю сферу услуг в целом. Объем дополнительной прибыли в чешскую казну от нового закона составит чуть меньше миллиарда долларов. Белоруссия и Украина тоже готовятся к эволюции фискальной системы. Например, Национальный банк Украины заявил, что с 17 декабря 2016 года финансовые учреждения должны применять регистратор расчетных операций (кассовый чек) при осуществлении валютно-обменных операций. А в Белоруссии Министерство по налогам и сборам планирует выступить с предложением перенести сроки обязательной установки кассовых аппаратов со средствами контроля налоговых органов.

В истории с «54-м» для России, как всегда, есть две стороны.

Что хорошо? Новый закон усилит права потребителя.  В 2014 году одним из главных тормозов электронной торговли в стране 49% аудитории называли недоверие к виртуальным прилавкам. 38% покупателей опасались отсутствия каких-либо гарантий на товар из интернет-магазинов.  А нашему e-commerce еще расти и расти. Например, в регионах. Также неплохо, что новый закон уберет с рынка часть серых продавцов. В 2015 году импорт контрафакта в Россию вырос на 50%. Только в первом квартале 2016 года контролирующие органы выявили 13,3 млн единиц контрафакта на общую сумму 1,4 млрд руб. Это тоже повлияет на защиту прав покупателя.

Что плохо? Бизнес и, в частности, интернет-магазины, не осознают весь масштаб грядущих изменений, которые разворачиваются перед ними прямо здесь и сейчас. Даже более привычные к таким реформам офлайн-игроки начали бить тревогу. 22 декабря, по информации в СМИ, Национальная ассоциация участников сетевой торговли (НАСТ) обратилась с обращением в Минпромторг. Ретейлеры просят перенести срок замены касс с 1 февраля на май 2017 года. Продавцы апеллируют рисками остановки продаж. Причина — ФНС не успевает оперативно регистрировать кассы из-за перегрузки числа обращений. Этой проблемой нужно начинать заниматься. Покупать кассы, подключать и регистрировать их в налоговой, выстраивать архитектуру регистрации чеков в интернете. Как раз успеете к 1 февраля. 

 

Хочется, чтобы все законотворческие реформы поддерживали и не обременяли интернет-торговлю. E-commerce — один из немногих растущих даже в кризис сегментов экономики страны: этот рынок ежегодно рос в 2014 и 2015 годах на 30%. На данный момент в ситуации с внедрением ФЗ-54 так не происходит. На мой взгляд, новые требования закона не облегчают, а усложняют деятельность российских интернет-магазинов. Сегодня интернет-торговля оказывается в менее выгодной ситуации даже в сравнении с российскими офлайн-продавцами. С введением новых требований к торговле наши онлайн-продавцы также оказываются в «неудобной позиции» перед зарубежными интернет-магазинами, которые и так продают товары в России без каких-либо чеков в принципе. А это рынок объемом в 320 млрд рублей и количественным ростом заказов в 102% за 1 полугодие 2016 года! Сегодня маржинальность трансграничной торговли в России примерно на 30% выше локальных транзакций. 

Так что, по моему мнению, новый законопроект не учитывает в полной мере всю специфику российской онлайн-торговли. Меня расстраивает то, что правильный и логичный для всего ретейла в целом ФЗ-54 приходит сегодня в интернет-торговлю через сложные IT-решения в виде «ферм касс». Ставит интернет-магазины в более сложную ситуацию даже по сравнению с офлайн-ретейлом. Создает дополнительное преимущество для западных и азиатских e-commerce-игроков перед отечественными компаниями. В ближайшем будущем я прогнозирую появление дополнений и разъяснений к «54-му» в сфере интернет-торговли. Очень хочется, чтобы государственные законодательные изменения стимулировали и поддерживали процессы в российской интернет-торговле и IT-секторе в целом, а не обременяли и усложняли текущую ситуацию.   

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+