К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Еще быстрее: почему в России мало растущих компаний

Фото MsSaraKelly / Flickr
Фото MsSaraKelly / Flickr
Когда контроль выходит на первый план, то руководителям компаний проще выполнять инструкции, писать отчеты  и не рисковать

В декабре компания Deloitte представила рейтинг 500 самых быстрорастущих компаний в сфере высоких технологий в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), оценив  темпы развития  игроков  из 28 стран в течение четырех последних лет. Победителем в этот раз стала шведская Fingerprint Cards AB — разработчик биометрических систем, выручка которой с 2012 года  по 2015 год выросла на 28126%. Примечательно, что российских компаний в списке  Deloitte Technology Fast 500 EMEA немного.  В 2013 году (последующем после рекордного для российского венчурного рынка 2012 года) в рейтинге было три российских компании, а в 2014-2015 гг отечественных игроков не было вообще. В этот раз единственным представителем России стала  Avito, разместившись на 171 строчке, с ростом в 621%. Стоит вспомнить, что сервис онлайн-объявлений был создан шведами,  Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом, а сейчас он на 70% принадлежит южноафриканскому холдингу Naspers.

Неужели  в России перевелись программисты и предприниматели?  Ведь были же когда-то созданы  Yandeх, Kiwi, Mail.ru Group,  «ВКонтакте», Одноклассники, Кинозал, РБК, Рамблер,  1С,  Luxsoft  и многие другие. Нет, у нас все еще много технологических талантов,  но условия для венчурных проектов с российскими корнями в последние годы действительно меняются.  Во-первых,  налицо усиление государственного контроля за технологическими компаниями.  И  в том, что это сдерживает развитие новых технологий,  нет ничего удивительного, так бывает всегда. Государство хочет в первую очередь контролировать деятельность пользователей, что проще сделать через контроль компаний, а значит заставить их установить определенные процедуры способствующих этому.  И сложности компаний правительство не волнуют.  Достаточно вспомнить закон Яровой  и его новые требования к операторам связи и интернет-проектам. Креатив и инновации интересуют  государство только во вторую очередь. Получается, одно противоречит другому.  Основатели стартапов и другие участники рынка технологий чувствуют такую установку «сверху».   А  когда контроль выходит на первый план, то руководителям компаний проще выполнять инструкции, писать отчеты  и не рисковать, ведь эксперименты могут привести и к неудачам. И не стоит сравнивать  сегодняшнее время с эпохой Сталина: тогда за отсутствие «креатива» могли и расстрелять.

Во-вторых, на темпах роста технологических компаний не мог не сказаться экономический кризис. Российская  экономика сжимается. По данным Минэкономразвития, за первые три квартала 2016 года падение экономики составило 0,7%.  По итогам 2016 года ВВП может снизиться на 1,5- 2,5%, считают в Fitch и в Moody’s. Инвесторы затаились или ушли с отечественного рынка. За 2015 год объем венчурных сделок в долларах, если учитывать влияние валютных курсов, упал на 52%, а по итогам девяти месяцев 2016 года суммарный объем их вложений достиг только 71% от уровня 2014 года.  К тому же, у клиентов мало денег, они предпочитают экономить. Резюмируя: расти на падающем рынке всегда трудно.

 

Не менее важно  и то, что  российские компании столкнулись с ограниченностью локального рынка. Раньше он казался огромным, он всегда был полем для тестирования гипотез перед началом выхода за рубеж, было много и компаний, ориентированных исключительно на российский рынок.  А теперь, с падением потребительского спроса и доходов населения, стало ясно, что его недостаточно для быстрого роста.  В рейтинге Deloitte много лидеров  из небольших   европейских стран. Например, на третьем месте — разработчик маркетинговых продуктов Codewise со штаб-квартирой в Кракове и ростом за четыре года в более 13 000%. 54 компании — из Нидерландов, по полусотне  - из Швеции и Норвегии. 22 компании — из крошечной Бельгии.  Стремительно развиваться такие  компании  смогли потому, что  с самого начала вынуждены были быстро искать покупателей клиентов за пределами «домашнего» рынка. Скажем, 23 компании в списке Deloitte — из Финляндии.  Когда стартап из пятимиллионной Финляндии выходит на рынок Германии, с населением в более 80 млн,  он может показать фантастические темпы роста. Безусловно, при наличии качественного продукта.  Стартапу же из России  будет в разы тяжелее выйти на рынок Германии: настолько будут ощутимы  языковые и культурные различия.  Вспомним также, что выйти за пределы своего рынка как можно раньше стремятся большинство компаний, нацеленных  на глобальную экспансию. Так что российскому стартапу, скорее всего, придется соперничать с серьезными конкурентами.

Есть и  еще одно важное изменение — мировой  технологический рынок становится все более зрелым.  Технологии развиваются все быстрее и качественнее, так что компаниям все сложнее удивить клиентов. Например, мобильные приложения появились с первым Iphone в 2007 году, вначале спросом пользовались почти все приложения, а уже в 2014 году почти 80 процентов приложений App Store не  были востребованы пользователями, согласно данным исследованию компании Adjust. Такая же конкуренция — везде.  Это означает, что для быстрого роста новым игрокам нужны действительно  прорывные продукты. А тут мы возвращаемся к первому пункту: рождения серьезных  инноваций, пока государство не слишком способствует креативности и предпринимательскому риску, вряд ли стоит ждать.

 

Впрочем,  не все так плохо. Приложение  для обработки фотографий на основе технологий нейросетей, Prisma,  попало в рейтинг 50 лучших приложений 2016  года по версии Time, вошло в ТОП-10 обзоров за год от Google и Apple.  Telegram, созданный командой Павла Дурова,  стал одним из самых популярных в мире мессенджеров.  Более 100 млн ежемесячной аудитории, 350 000 новых зарегистрированных пользователей каждый день, 15 млрд сообщений ежедневно, — такие цифры Павел Дуров раскрыл в феврале 2016 года. Онлайн-сервис для заказа такси Gett, с охватом в 60 городах и  выручкой в $500 млн по итогам 2015 года, в мае 2016 года получил $300 млн от Volkswagen. Хотя  Gett, основанный израильскими предпринимателями Шахаром Вайсером  и Роем Мором, сложно считать российской компанией, но  основной рынок для нее  - у нас:  в ноябре 2016 года Gett объявила о старте работы в 29 новых российских городах. Наконец, мы регулярно читаем новости о все новых поглощениях «Яндексом»,  Mail.ru, 1С,  «Сбербанком» российских стартапов —  за десятки и даже сотни миллионов. 10 российских разработчиков программного обеспечения начали подготовку к выходу на IPO. Об этом сообщило RNS со ссылкой на председателя совета директоров ГК «АйТи» Тагира Яппарова.  Для их поддержки и подготовки условий выхода на биржу ассоциация «Руссофт» и Московская биржа создали рабочую группу в которую войдут представители индустрии, биржи и несколько экспертов, в частности, экс-глава РВК Игорь Агамирзян. Группа «АйТи» и сама  намерена вывести на IPO свои софтверные активы в течение двух лет.

Словом, российским предпринимателям  и инвесторам в сфере технологий, читая рейтинг Deloitte, не стоит опускать руки, хотя и радоваться оснований все еще нет.   Хочется, чтобы в рейтингах  EMEA Россия была на первых местах не только по численности населения, но и по количеству успешных инновационных компаний. Путь к этому может быть и не таким далеким, каким он может показаться. Дело за малым:  снова убрать госконтроль над технологическими компаниями и улучшить  инвестиционный климат.  И стартапы вырастут  сами, как грибы после дождя.  Ровно это произошло около десяти лет назад, когда российский венчурный рынок только начинал свое активное развитие. Это может повториться и сейчас.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+