Гиг-экономика: как роботы, фрилансеры и интернет меняют понятие «работы»
С приходом в нашу жизнь Uber, AirBnB, BlaBlaCar и других сервисов в тренде экономики совместного потребления - концепция ежедневной работы «с 9 до 5» в офисе претерпела изменения. Мы живем в век, когда границы стираются, труд как экономическая категория, приобретает новый смысл. Сегодня формируется новая модель экономики ('Gig Economy') — в которой все больше людей предпочитают частичную занятость. В «гиг-экономике» компании нанимают независимых исполнителей и подписывают контракты с фрилансерами. Такие работники заинтересованы быстрее выполнить работу и получить оплату по факту. А компании не тратят лишних денег на поиск сотрудников и содержание штата.
Первой отраслью, где прижилось понятие «фриланс», была отрасль информационных технологий. IT-специалистам не обязательно ходить в офис каждый день. Они могут выполнять свои задачи, находясь в любой точке мира, и «монетизировать» свои знания гораздо эффективнее, работая на нескольких проектах одновременно. Фактически они начали зарабатывать на свободном времени, продавая его как товар.
Это стало отличным подспорьем для создания стартапов, которые приучали продавать свое время исполнителей в других сферах. В 2003 году компания OnForce стала одной из первых компаний, открывших людям возможность работать не только на частных заказчиков (например, постричь газон соседу), но также на небольшие компании. Выигрывают все: фирме не нужно устраивать сотрудника в штат и нести все сопутствующие расходы, работник может зарабатывать больше. Экономические кризисы и безработица только усиливали интерес все более массовой аудитории к подобным сервисам – можно заработать, пока не нашлось постоянной работы, или подработать в свободное время.
Теперь мы, уходя с работы, можем заказать такси через приложение, во время поездки — заказать уборку своей квартиры, а дома заниматься по Skype с репетитором (которого, конечно, нашли через сервис за 15 минут). В больших городах это уже стало обыденностью. Подобные сервисы они изменяют рынок труда и саму концепцию «работы».
Сейчас каждый из нас может стать микропредпринимателем. Для этого можно не иметь постоянной работы. У сервиса райдшеринга BlaBlaCar — 300 постоянных сотрудников по всему миру, у AirBnb – 800, но их услугами ежемесячно пользуются миллионы людей. В России все больше людей отказываются от работы в пользу фриланса. Например, в сервисе по поиску помощников для решения бытовых и бизнес-задач YouDo.com в 2015 году зарегистрировалось в три раза больше исполнителей, чем в 2014-м. В то же время на сервисе по поиску фрилансеров fl.ru в мае 2015 года свои услуги предложили 30,4 тыс. человек, годом ранее – 14,6 тыс. Штаты сокращают, люди видят неустойчивое положение компаний и хотят подстраховаться. Кому-то сократили зарплату, - те ищут дополнительный доход и находят спрос на свой труд. По данным SuperJob, в каждой третьей российской компании пользуются услугами удаленных сотрудников-фрилансеров.
Успех BlaBaCar, Airbnb, Uber пытаются воспроизвести другие стартапы, переносящие принципы экономики совместного потребления на новые рынки. Упоминавшийся Instacart доставляет продукты из магазинов тем, кто не может выйти из дома. «Персональный шоппер» доставляет на дом продукты из нужного набора в одном или нескольких из 300 000 магазинов (именно столько сегодня в базе приложения). Instacart, запущенный в 2013 году, суммарно привлек более $270 млн инвестиций. В ходе раунда на $220 млн в январе 2015 года, стартап был оценен в $2 млрд, а спустя чуть больше года Instacart сообщил о выходе в прибыль. Российский аналог западного сервиса, Instamart, тоже быстро растет: выручка увеличивается на 30% ежемесячно, средний чек прошел отметку в 5 000 рублей. В России после нескольких неудачных опытов с фрилансерами (создатели рассказывали «Ведомостям» о курьерах, выбравших не те товыры и сбежавших с картами) Inastamart пришлось собирать штат и прописывать четкие инструкции для похода в магазин.
Сервис Gigwalk, привлекший суммарно почти $18 млн, позволяет пользователям выполнять небольшие задания от розничных сетей и тут же получать оплату. Таким образом, сети быстро получают информацию об ошибках в раскладке товара, проблемах в своих магазинах, эффективности рекламы и т.д. Сейчас приложение доступно на территории США и Канады. Gigwalk начал работу в 2010 году, а в 2015 году его база пользователей превышала 400 000 человек, выполнивших в общей сложности более 4 млн заданий. Аналог Gigwalk в России, стартап CrowdSystems, предлагает компаниям проводить торговый аудит и потребительские исследования с помощью сотен тысяч потребителей по всей стране. Благодаря краудсорсинг-проектам компаниям-заказчикам не нужно содержать огромный штат, сами покупатели обеспечивают им самые разные данные, необходимые для полевых исследований.
Сервисы в русле тренда «гиг-экономики» вообще актуальны для обслуживания нужд торговли. Еще одно направление — краудсорсинг доставки. Сервис Deliv, с $40 млн венчурных инвестиций, предложил исполнителям доставлять товары из магазинов, чтобы снизить сроки доставки до одного дня. Deliv заключил соглашения с ритейлерами на 17 рынках, а по итогам 2015 года удвоил объем обрабатываемых заказов и уже вышел в прибыль. Российский похожий стартап, платформа Bringo помогает управлять временем курьера – если штатный курьер компании или курьерская служба не справляются с заказами, он могут нанять курьера-краудсорсера («брингера») или отдать заказ другой курьерской службе.
Новые сервисы приходят и в сегмент сервисов для дома. Если вам нужна какая-то помощь по дому (покраска стен, установка мебели, переезд и т.д.) в таких сервисах, как Taskrabbit, можно разместить задание, дождаться подходящего мастера и расплатиться с ним через приложение. В 2015 году более 15 000 человек разместили задания на Taskrabbit. Около 15% исполнителей работают с помощью сервиса полный день и зарабатывают $78 000 в год. Проект был запущен в 2008 году, его быстрый успех породил множество аналогов по всему миру.
Есть и сервисы для более узкой целевой аудитории. Стартап OneLane — это «Uber» с дополнительными функциями для детей в Англии. В роли водителей — профессиональные «опекуны» (няни, учителя и т.д). В роли пассажиров — заботливые родители, которые заказывают не только сопровождение ребенка в поездке до школы или занятие с репетитором, но и дополнительные два часа под присмотром «опекуна» до и после поездки. При этом можно предварительно побеседовать с водителем. Более 600 лондонских семей используют OneLane, число опекунов превышает 20 человек.
Сервисы, подобные перечисленным выше, решают проблему выбора поставщика услуги — процесс становится быстрее и прозрачнее. В большинстве случаев вам потребуется только мобильное приложение, где вы увидите информацию о нем, фото, рейтинг, иногда отзывы.Поэтому все подобные стартапы много работают над системами рейтингов — именно они позволяют им регулировать качество услуг. Если работник ведет себя неподобающе, его исключают из системы. При этом он даже не состоит в штате.
Для отдельного человека взлет «гиг-экономики» — безусловно, огромный плюс. Теперь, чтобы развивать нереализованные навыки и умения, нужен только смартфон или компьютер. Если добавить к этому смекалку, эффективность и готовность работать на себя, то любой сможет получать регулярный заработок. Получится организовать свое время работы с одним или несколькими сервисами эффективно, - зарабатывать можно даже намного больше, чем состоя в штате компании.
Сервисы, которые можно отнести к «гиг-экономике», заставляют ленивых работать, но не с помощью кнута, а с помощью пряника. Чем больше заданий эффективно выполнено, — тем больше возможностей заработать. К тому же, на платформах «гиг-экономики» — здоровый «соревновательный дух». «Звездочки» в сервисах-агрегаторах такси (оценки выше у водителей, оказавшихся быстрее и вежливее) уже стали нам привычными, а в будущем такие методы стимулирования конкуренции между исполнителями станут все важнее и для все новых платформ «гиг-экономики».
Оборотная сторона медали — например, беспокойство работника с частичной занятостью об отсутствии постоянного и стабильного заработка, а еще - давление общества. Фрилансеру могут задержать оплату, да и подработка попросту может не найтись, сложно прогнозировать доходы. Даже если оплата за выполненные заказы приходит вовремя, фрилансеры обычно получают на руки меньше, чем офисные работники (не говоря уже о преимуществах в виде оплачиваемого обеда, «курилки» и разговоров у кулера). В США, например, стоимость часа работы штатного сотрудника компании и фрилансера различается на 25%, а иногда и больше. Другой крайностью для фрилансера может стать переизбыток одновременных проектов. В погоне за повышением доходов («в гиг-экономике» их верхний уровень фактически не ограничен) частный исполнитель может заполнить работой все свободное время, лишившись хобби, досуга с близкими и даже сна.
Инвестиционный потенциал «гиг-экономики» хорошо виден уже сейчас. Быстро растущие on-demand сервисы, опирающиеся на труд фрилансеров, появляются один за другим, лучшие из них закрывают раунды инвестиций. Именно так среди волны новых сервисов уже появляются лидеры, так что сегодняшняя ситуация на рынке — рост «среднего чека» инвестиций при снижении количества сделок. Так, в 2016 году объем сделок на этом рынке достиг $120 млн, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 20%. Количество сделок за аналогичный период снизилось - их было менее 80 (практически двукратное падение с 2015 года).
Первые стартапы в этой сфере (все те же Uber, GetTaxi, AirBnB и другие «взрослые» игроки «гиг- экономики») уже сформировали новую модель работы рынка в определенной нише (например, на рынке такси). Поэтому вход в каждую из этих ниш для новичков стал гораздо сложнее сложнее и, соответственно, менее привлекателен для инвесторов в проекты ранних стадий.
Однако модели «гиг-экономики» не ограничиваются теми, которые предложили представители «старшего поколения». Я уверен, что стартапы изобретут все новые механизмы «гиг-экономики». Ещё не до конца раскрыт потенциал рынка доставки, различных сервисов для ритейла (доставка продуктов, торговый аудит и пр). Сейчас ,например, формируется рынок крауд-аудита (ритейл и торговля уже стали первыми активными потребителями таких сервисов), он является одним из наиболее активных с точки зрения инвестиционной активности, поэтому стоит ожидать появления крупного игрока именно там. Также высока вероятность появления заметных игроков в области домашних сервисов — они крайне полезны для конечного потребителя и пользуются огромной популярностью (количество проинвестированных компаний в сфере домашних и локальных услуг уступает только числу транспортных стартапов):
Что дальше? По подсчетам CB Insights, в США уже каждый третий работник перешел в ряды фрилансеров, к 2020 году их доля вырастет до 40% от общего числа служащих. 51% опрошенных CB Insights топ-менеджеров рассчитывают использовать услуги временных исполнителей в течение ближайших 3-5 лет. 71% респондентов уверены, что они уже неплохо умеют работать с фрилансерами. Удерживает управленцев от максимального использования сервисов «гиг-экономики» слабое законодательное регулирование работы подобных платформ (об этом заявили 20%), сложности с принятием основных идей «гиг-экономики» корпоративной культурой (18%) и ее непонимание высшим руководством (18%). Все это, на мой взгляд, — преодолеваемые со временем трудности.
Когда-то нормой было проработать в одной компании всю жизнь, сейчас за несколько лет можно поменять несколько мест работы — и это не будет чем-то из ряда вон выходящим. Не исключено, что наши дети всегда будут заняты на нескольких проектах одновременно. Утром мы не будем собираться на работу, а будем открывать несколько приложений и выбирать, как именно сегодня мы будем монетизировть каждую минуту своей жизни. Мы всегда понимали, что самое ценное – это время. Теперь оно обретает реальную стоимость. А поскольку это выгодно и компаниям, и работникам, количество сервисов, которые будут помогать выгодно покупать и продавать время, будет расти. Будет расти и число их применений. А значит, перед нами — новый огромный рынок, открывающий возможности венчурным инвесторам. К 2020 году, по подсчетам PwC, рынок платформ для обслуживания «гиг-экономики» вырастет до $63 млрд.