В конце 1990-х трудно было представить, что финансовые услуги — кредиты, депозиты, страхование — могут быть доступны где-то, кроме отделений банка. Первые мобильные технологии появились как раз тогда, но они были очень скромными и ограничивались получением смс о состоянии счета.
Через 10 лет ситуация улучшилась, но не сильно. Уже появились смартфоны, но приложения банков были простыми и позволяли лишь следить за состоянием счета, искать отделения банка на карте и совершать шаблонные переводы. Если же возникали проблемы, нужно было идти в отделение.
Через еще 10 лет мир преобразился. Сейчас мобильные приложения — это целый мини-банк в телефоне, где можно покупать билеты в кино и театр, инвестировать на фондовом рынке, оплачивать штрафы и заказывать справки. Вместо походов в банк — чат с сотрудником банка или искусственным интеллектом или разговор с голосовым помощником.
В России мобильными приложениями банков пользуются около трети граждан. Это много, хотя и меньше, чем в Соединенных Штатах или в некоторых странах Европы, где мобильными приложениями, по данным банка ING, пользуется примерно 60–70% населения.
Развитие мобильного банкинга поменяло ландшафт в финансовом секторе. Ставку на мобильные приложения делает, например, Сбербанк, который претендует на звание технологической компании. Через приложение Тинькофф Банк развивает лайфстайл-банкинг — когда банк становится для клиента настоящим финансовым консультантом.
Мобильный банкинг — это еще и способ борьбы с бедностью, в это верит миллиардер и основатель компании Microsoft Билл Гейтс. Так, по словам Гейтса, мобильное финтех-приложение M-PESA изменило жизнь в Кении. Местным жителям традиционные банковские услуги были недоступны, деньги они держали в кеше, но благодаря запущенному в 2007 году сервису смогли хранить и переводить деньги при помощи мобильного телефона.
«В следующие 15 лет диджитал-банкинг позволит бедным людям лучше контролировать свои средства и изменит их жизни», — говорил Гейтс в 2015 году.
Игроки: в России мобильные приложения есть у большинства банков, но самые продвинутые, судя по рейтингам, у Тинькофф Банка, Сбербанка и Альфа-банка
Факт: 45% россиян, по данным ЦБ, пользуются мобильным и интернет-банкингом.
Цитата: «Нам нужен банкинг, но нам не нужны больше банки. Как вы думаете, когданибудь мы сможем открыть банковский счет или получить кредит без физического прихода в банк?» (Билл Гейтс, 1997 год).
Следующая примета >>>