Первая неделя торгов акциями Uber на Нью-Йоркской фондовой бирже получилась непростой для компании. Бумаги пока так и не вернулись к отметке в $45 за штуку, по которой сервис вызова такси проводил размещение 10 мая. Накануне открытия сессии 19 мая стоимость акций составляет менее $42, а капитализация — $70,5 млрд, более чем на $10 млрд меньше оценки бизнеса в рамках IPO.
Тем не менее временные трудности транзита из частной компании в публичную не отменяют масштаба феномена Uber: это один из самых успешных стартапов последнего десятилетия, создавший не просто новую бизнес-нишу, а целую модель совместного потребления товаров и услуг. Едва ли основатели компании Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик одиннадцать лет назад представляли себе эффект, который их проект окажет на весь мир — в 2008-м предприниматели считали самым оптимистическим сценарием наращивание выручки сервиса до $1 млрд в год. А еще более вероятным вариантом развития событий им виделся охват 5% рынка такси в крупнейших городах США и $20-30 млн чистой прибыли в год.
Все эти прогнозы Кэмп, Каланик и их команда изложили в исторической презентации, которую решил вспомнить Forbes в связи с IPO Uber. И хотя реальность превзошла часть их ожиданий (Uber с аудиторией более 90 млн пользователей и выручкой $11 млрд в год работает в трети всех стран мира), есть в питче для инвесторов 2008 года и так и не ставшая актуальной фраза: «Прибыль заложена в концепции сервиса». Только в 2018-м Uber получил убыток в $3 млрд — и именно сомнения в способности компании стать рентабельным бизнесом продолжают давить на котировки.