Даже оптимист Джон Чемберс, гендиректор Cisco Systems, должен признать, что 10 февраля было не лучшим днем в его жизни. После новостей о том, что валовая прибыль Cisco сокращается четвертый квартал подряд, компания потеряла 15% своей рыночной капитализации. Одновременно главный конкурент, Juniper Networks, прибавил 7,6%. Nasdaq едва отреагировал.
Удивительная Cisco, годами бывшая законодателем мод для технологических компаний, в одночасье стала обычной корпорацией. Во время бума доткомов Cisco была (непродолжительное время) самой дорогой компанией мира, сегодня — на пару с Microsoft — они стоят примерно столько же, сколько Apple.
Чемберс утверждает, что основная проблема Cisco в том, что у компании слишком много новых продуктов и вот-вот они начнут приносить прибыль. Лучше бы это случилось пораньше. Пять лет назад компания зарабатывала 27 центов с каждого доллара выручки; сейчас — чуть больше 10. Период погашения дебиторской задолженности увеличился за последние два года на 20%, показывая, что Cisco приходится соревноваться с более уступчивыми поставщиками.
В последнем квартале выручка Cisco выросла на 6% по сравнению с предыдущим годом — до $10,4 млрд, а чистая прибыль упала на 18%. Juniper увеличила доход на 26% (до $1,2 млрд), а чистую прибыль — на 31%.
Чемберс утверждал, что видеобизнес набирает обороты, но продажи ресиверов Cisco упали за год на 29%. Он винил европейские правительства, что они не покупают его устройства, как раньше. И хотя, по прогнозам, выручка должна была увеличиться лишь на 5%, Чемберс предсказывал в долгосрочной перспективе рост на 12%.
Cisco столкнулась с усиленной конкуренцией как раз в тот момент, когда неудачно диверсифицировалась и не угадала величайший поворот в технологическом бизнесе — рост потребительских рынков.
Потребительский рынок никогда не мог обеспечить Cisco такой же доход, какой он обеспечивал Apple, Hewlett-Packard или Dell. В то же время доля Cisco на ключевом рынке сетевого телекоммуникационного оборудования упала с 60% до 50% и ниже. Когда-то компания диктовала цены; теперь испытывает давление и снизу (от Juniper, Dell и китайского Huawei) и сверху — от HP, которая закрыла сделку по приобретению 3Com за $2,7 млрд. Все конкуренты уже привыкли к невысокой доходности. Cisco — новичок в клубе.
Чемберс запустил много новых направлений, понимая, что будущее за интернетом. Некоторые идеи, вроде интернет-телефонии, окупились, но очень немногие.
В 2005 году Чемберс купил за $6,9 млрд производителя ресиверов Scientific Atlanta, рассудив, что, приделав к ним роутеры Cisco, он создаст идеальное устройство для продажи платного телевидения. Он не сообразил, как быстро насытится этот рынок и как быстро ресиверы станут частью самого телевизора.
В 2009 году Чемберс купил за $600 млн создателя видеокамеры Flip, компанию Pure Digital. Вскоре после этого мобильные телефоны стали стремительно улучшать качество съемки. 230-долларовый Flip оказался дороговат — зачем таскать камеру, когда смартфон всегда под рукой и постоянно включен. Продажа потребительских товаров Cisco упала в последнем квартале на 15%, а основатель Pure Digital Джонатан Каплан покидает компанию. Другая неудача — 600-долларовая система видеокоммуникаций Umi, которая не может конкурировать со Skype. Чемберс, похоже, пытается продавать потребительские продукты так, как если бы они были дорогими бизнес-приложениями высокого качества.
Что касается бизнеса, тут приходится конкурировать с последней серией корпоративных сетевых продуктов от Juniper, которые в десять раз быстрее и вполовину дешевле, чем сопоставимое оборудование от Cisco. В январе Juniper переманила к себе человека, занимавшегося работой с 13 000 дилерами Cisco. С прошлого июля цена Juniper выросла на 60%; Cisco — упала на 20%.
С выручкой $40 млрд и $40 млрд на счетах Cisco достаточно хорошо стоит на ногах, чтобы играть против любого конкурента в сфере технологий. IBM, HP и Oracle — все обещают комплексный, в масштабе бренда, сервис для гигантских центров данных крупнейших мировых транснациональных корпораций. У Чемберса есть все, кроме удовлетворительного сервиса для хранения информации. Партнерству Чемберса с EMC, давно сведенному к минимуму некоторыми директорами Cisco, чрезвычайно важно развиваться. Две фирмы вместе с Intel и VMWare сформировали универсальный дата-центр Acadia, который возглавляет бывший шеф Compaq (и директор Cisco)Майкл Капельяс. Все эти игроки более опытны в ведении низкорентабельного бизнеса, чем Чемберс.
Чемберс до сих пор тратит $6 млрд в год на исследования и разработку. Помимо новых версий традиционных продуктов, которые, по его заявлениям, завоюют рынок и вернут доходность, есть и новые — ориентированные на потребителя и социально-сетевой тренд. Новый сервис Videoscape создан для людей, которые хотят иметь доступ к видео и перемещать его между большим набором устройств.
Недавно Cisco объявила о разработке ПО для совместной работы, которое включает в себя оболочки, подобные Twitter и Facebook. Это приложение было запущено для внутреннего пользования в ноябре, и сейчас около 150 групп пользуются им для решения задач вроде проектирования программного обеспечения.
Стратегии продаж организованы в Cisco гораздо более эффективно, чем при старом руководстве; в некоторых подразделениях производительность выросла на 10% и более. Кроме того, скоро появится первая версия программного обеспечения для iPad — в дополнение к планшетнику самой Cisco, который стоит вдвое больше.