К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Маленький, насколько это возможно; умный, насколько вы этого хотите»

«Маленький, насколько это возможно; умный, насколько вы этого хотите»
Изобретатель флешки Дов Моран придумывает вайфон

Израильский предприниматель Дов Моран один раз уже добился успеха. Он изобрел флешку и потом продал свою компанию за $1,6 млрд в 2006 году. Но изобретатель не успокоился и с головой ввязался в новый проект — модульного мобильного телефона. В октябре он представил свою последнюю новинку — самый легкий телефон с сенсорным экраном в мире Modu T. Моран рассказал Forbes, что страсть к изобретательству у него наследственная.

— Мой дедушка сам был серьезным изобретателем и предпринимателем. В начале двадцатого века, где-то около 1910 года он разработал концепцию водного насоса. Несколько лет назад я был в Польше, там первый насос назвали в честь дедушки как его изобретателя. 70-90 лет назад, когда путешествие за пределы родного города случалось нечасто, мой дедушка объездил всю Европу. Чтобы наладить производство серебряных изделий — ложек, вилок и т. д., — он привез в Польшу оборудование из Италии. В Австрии он изучал управление промышленным оборудованием, а из Англии привез технологии для производства масляных насосов. Так что в моей семье много занимались предпринимательством, инновациями и творчеством. Первые 18 лет жизни я жил с дедушкой и, надеюсь, унаследовал у него эти черты, это большая честь для меня — быть похожим на него.

— А ваш отец занимался предпринимательством?

 

— Нет. Это отдельная история. Моему отцу было 18 лет, когда он вместе с родителями попал в Россию в 1939 году — они бежали от захвативших Польшу немцев.  Шесть лет в России оказались очень трудными, было сложно выживать в Сибири. Вообще у моего деда было семь сыновей, но в Россию с ним поехал только мой отец. Остальные не захотели уезжать, у них в Польше были семьи и родственники. После возвращения в Польшу дед хотел найти здесь детей или уже внуков. Многие евреи во время войны, зная, что умрут, сдавали детей в церкви, в другие общественные организации, иногда просто отдавали другим людям, чтобы те выжили. Поэтому дед искал внуков в церквях и у приемных родителей. Он сумел найти 17 детей евреев, но среди них — ни одного своего внука. А мой отец все это время активно поддерживал создание независимого государства Израиль. Однажды его арестовало Министерство общественной безопасности (МОБ) — польский аналог КГБ — и его посадили в тюрьму. Мой дед уже потерял шестерых детей, а тут его единственный выживший сын тоже исчез. Власти утверждали, что не имеют понятия, где тот находится, возможно, сбежал. А отец в это время находился в тюрьме МОБ. Камеры там были под землей, заключенных содержали в ужасных условиях. Через 40 дней после задержания его вызвали и зачитали обвинение: поддержка нелегальной партии. Тогда это было то же самое, что обвинить в шпионаже в пользу другого государства или в деятельности против правительства и компартии. Наказание — смертная казнь.

Через месяц после ареста отца моя бабушка умерла от разрыва сердца. А через год власти неожиданно отпустили отца, и он сразу уехал в Израиль. Он приехал без денег, ему снова пришлось выживать. Я думаю, существует очень близкая взаимосвязь между выживанием и предпринимательством: люди, привыкшие выживать, по своей натуре бойцы, им приходится много бороться.

 

— То есть его стартапом стал Израиль?

— Да, он приехал сюда без денег, встретил здесь мою мать. Мой отец до сих пор жив, все еще работает. Он говорит, что никогда даже не мечтал об этом: не думал, что сможет дожить до 30, а дожил до 90. Для нас это трудно даже представить: в тюрьме МОБ в Польше ему обещали, что он никогда вновь не увидит солнечного света.

— Когда вы осознали, что у вас легко получается изобретать?

 

— Прежде всего изобретать не просто. Я должен был много и напряженно работать, чтобы чего-то добиться. Израиль — особое место. Здесь все служат в армии. Но перед армией дают возможность получить образование и потом на службе приметить свои знания. Если ты хочешь в армии работать по своей специальности, например как инженер, тебе нужно служить не 3 года, а 6 лет. И я так и поступил. Я учился в университете Technion — это очень хороший технический университет в Израиле, один из лучших в мире в разработке электроники и программировании. После него я пошел в армию, точнее, в ВМФ, попал в подразделение по микропроцессорам. В те дни микропроцессоры были очень новыми.

Я пришел на службу в ВМФ в 1976 году, а закончил служить в 1985-м — тогда я уже возглавлял департамент микропроцессоров. Это те самые годы, когда Intel начала продавать процессоры с архитектурой 8080, а на базе процессора 8086 выпустили первые персональные компьютеры. Я работал с этими технологиями с самых первых дней их появления. Мне повезло, я вовремя родился. Это удивительно: я как и Стив Джобс, Стив Боллмер, Ларри Эллисон, многие другие лидеры отрасли высоких технологий — все родились в 1955-1956 годах. Мы были  очень везучими — молодые инженеры выучились как раз во время появления технологий, сегодня играющих важную роль в жизни каждого человека.

После окончания службы я решил основать свою компанию, хотя в самом начале у меня не было ясного понимания, чем она и как она будет заниматься. Это сейчас можно пойти получить MBA, и тебя научат, как основать компанию и сделать ее успешной. В 1985 году учеба менеджменту по программе MBA и запуск своего бизнеса были крайне редкими. Тогда это удавалось немногим. Нам пришлось много работать и выживать без ресурсов, без зарплаты, мы даже голодали. Это оказалось выживанием даже для меня. В это время мы многое выучили и приобрели новых друзей, а без вы не сможете добиться успеха.

Мы больше узнали о том, как привлекать финансирование, как выпускать новые продукты, и это привело к созданию компании M-Systems в 1989 году. Мы решили работать с флеш-памятью, и наш бизнес стабильно рос каждый год. Емкость флеш-памяти стабильно росла, ее характеристики улучшались. Мы придумали флешки и другие, менее известные, но также успешные продукты. В результате мы продали компанию за $1,6 млрд.

— Как вы привлекали инвестирование в 1980-х?

 

— В годы службы в армии я совершенно не понимал роли венчурного капитала. Я думал так: сделаю продукт, предоставлю услугу, заработаю деньги! С этой точки зрения продавать акции компании совсем не нужно. Потом мы поняли, что главное — добиться успеха. Если ты добьешься успеха, неважно, сколько процентов компании тебе принадлежит — 80% или всего 20%. Не надо зарабатывать деньги, надо быть успешным, а успех позволит заработать.

Поначалу идея была не в том, чтобы привлечь деньги. Мы просто создали компанию M-Systems, которая была сфокусирована не на поиске разных технологий — с самого начала, еще в 1989 году мы решили работать с флеш-памятью. Мы верили, что твердотельные накопители без механически вращающихся деталей (в отличие от жестких дисков. — Forbes) превратятся в большой бизнес. Я ожидал, что это произойдет через пять-шесть лет, когда появится множество компьютеров без жестких дисков. Тем не менее жесткие диски существуют до сих пор.

Если взять современный телефон, это тот же компьютер, и в нем есть аналог жесткого диска: твердотельная флеш-память. В персональных компьютерах остались жесткие диски, но многие используют флеш-память для резервного архивирования информации или переноса ее с одного компьютера на другой.

Потребовалось много лет, чтобы довести идею до практического исполнения. Такова индустрии технологий. В ней, если ты хочешь преуспеть, нужно быть впереди всего рынка. Но ты должен понимать, что, даже если у тебя действительно замечательная, уникальная, новая  идея, потребуется много времени, прежде чем рынок ее поймет, а сама идея за это время также успеет изменить форму. Требуется немало терпения, чтобы ждать, расти и изменяться вместе с рынком. И на это вам понадобятся деньги.

 

— Почему вы занялись мобильными телефонами?

— В 2006 году я продал свой бизнес компании Sandisk за $1,6 млрд. А потом понял, что не хочу прекращать работать и изобретать, и учредил компанию Modu. Основная идея — модульный телефон, который можно легко подключить к другим устройствам вокруг него. Когда мы создавали компанию, мы видели, как непрактична изоляция телефона от пульта телевизора, от компьютера, от машины, и что должен быть легкий путь их к нему подключить. Мы хотели сделать маленький телефон, который можно легко подключать к другим устройствам, и стали разрабатывать телефон Modu 1. Компанию учредили в 2007 году, а телефон собирались выпустить в 2008. Во время кризиса мы тоже столкнулись с финансовой катастрофой. Обанкротился наш главный субподрядчик, который должен был разработать программное обеспечение для телефона. Мы выкупили у него программы и с титаническими усилиями завершили проект. Но Modu 1 вышел позже и без той экосистемы вокруг него, которую мы надеялись выстроить с помощью других компаний, пока мы сами разрабатывали телефон.

А в это время рынок развивался в направлении смартфонов «все в одном». Потом мы решили работать дальше, сказали себе: «давайте забудем про Modu 1 и выпустим Modu T, который будет отчасти смартфоном со многими возможностями, но при этом оставаться по-прежнему очень маленьким устройством, простым в использовании». Мы хотели сделать что-то элегантное и удобное, но не очень сложное. Работали под девизом «маленький, насколько это возможно, умный, насколько вы этого хотите». На самом деле это самый легкий и маленький телефон с сенсорным экраном в мире, так он и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Мы его выпустили в середине октября. Он вызвал огромный интерес, это уникальный телефон. Он удобен для тех, кто еще не решился на покупку смартфона, но уже хочет купить что-то современное и при этом не очень дорогое. С ним легко работать, он высококлассно передает голосовую связь. Мы считаем передачу голоса ключевым свойством телефона. Иногда люди забывают, что первая задача телефона — звонить. Качество связи, возможно, самая важная характеристика телефона.

Когда мы начали продавать Modu T через наших партнеров во всем мире, телефон вызвал огромный интерес. Мы уверены, что этот телефон будет успешным. Следующая модель — похожий телефон на базе операционной системы Android (ее используют обычно в смартфонах. — Forbes). Но это будет wi-fi аппарат без сотовой связи, его даже телефоном в обычном смысле этого слова назвать нельзя. Назовите его вайфоном. Во всем мире растет покрытие wi-fi, так что рынок для вайфона уже есть. Это не замена обычному телефону, а, скорее, дополнительный бюджетный телефон для недорогой связи. Мы считаем, что компьютерный рынок будет двигаться в этом направлении. Таблеточные компьютеры с сенсорными экранами без клавиатуры займут значительную долю рынка, а это устройство станет компаньоном для таблеточного компьютера. Как мы и думали с самого начала: телефон взаимодействует с компьютером, точнее с компьютером будущего — таблеточным компьютером.

 

Мы рассчитываем стать одним из лидеров этого рынка. Рынок телефонов гигантский, его объем превышает $130 млрд в год. Нам много не надо, 1% рынка станет замечательным показателем. Но я рассчитываю занять и больше 1%, хотя это долгосрочная задача. Для нее потребуется много работать, на этом пути будет много разочарований и трудностей. Но способность выдерживать трудности и выживать отличает тех, кто добивается успеха.

— Cколько стоят ваши телефоны?

— Мы хотим делать телефоны для обычных людей и не собираемся работать в премиальном сегменте. Мы выпускаем телефоны по доступной цене для обычных людей. Речь идет о цене на Modu W от $100 до €100 и на Modu T в границах €120-130. Мы на это ориентируемся.

— Чтобы люди покупали телефоны Modu T, нужно сделать для них доступной покупку дополнительных модулей: фотокамеры, спортивного модуля со встроенным GPS и других подобных. Вы ищете партнеров?

 

— Чтобы преуспеть в этом бизнесе, необходимо найти правильных партнеров, и работать глобально, а не локально. Местный рынок в Израиле очень-очень маленький. Но мы налаживаем партнерские связи, мы тесно работаем с операторами сотовой связи. Мы стараемся найти оператора-партнера в каждой стране и договориться с ним так, чтобы у него были стимулы продавать наши телефоны. Это дает нам преимущества перед производителями обычных телефонов: те обычно не добиваются внимания операторов и не стимулируют желание тех продавать аппараты, потому что тогда с ними не будут заинтересованы работать другие операторы-конкуренты. В нашем случае мы можем работать с оператором эксклюзивно и договориться об исключительных условиях, уникальных услугах и наладить с ним хорошее партнерство.

— Пару лет назад вы договорились с «Вымпелкомом». Что случилось потом?

— Партнерство строится на личных взаимоотношениях, и у нас были замечательные отношения с людьми из «Вымпелкома». Но пока мы переносили выпуск Modu 1, некоторые сотрудники из этой компании ушли и мы, к сожалению, потеряли связь с «Вымпелкомом». Мы открыты для бизнеса в России и очень хотим здесь работать. Это восхитительный рынок, на котором можно хорошо зарабатывать. Мы открыты для сотрудничества с «Вымпелкомом», МТС или любой другой компанией в России. Я с нетерпением жду, когда мы заработаем в России и в Москве, ведь это очень красивый город. Вы же из Москвы звоните?

— Да.

 

— Москва — очень красивый город, хотя москвичи обычно не замечают его красоты.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+