К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Пророк 3D

Пророк 3D
Индустрия трехмерного кино переживает не лучшие месяцы. Но ее главный защитник не отчаивается и теперь

Для самого пылкого проповедника трехмерного кино, главы DreamWorks Animation Джеффри Катценберга, год выдался неспокойный. В начале 2010-го «Аватар» собрал больше денег, чем какая-либо картина в истории кино: только на продаже билетов компания выручила $2,8 млрд. Казалось, что технология 3D совершила прорыв и завоевала публику.

Но в апреле на экраны вышла «Битва титанов». Зрители с ужасом увидели, во что может превратиться фильм, если перевести его в 3D уже после съемок. Персонажи выглядели, по словам одного критика, как «криво вырезанные картонные фигуры». Волна популярности 3D пошла назад, по крайней мере в США. Критики уверяли, что удорожание средней стоимости билета на $3,25 отпугивает людей. Соотношение поэкранного дохода 3D и 2D резко сокращалось. Легендарный кинокритик Роджер Эберт написал в Newsweek колонку «Почему я ненавижу 3-D (и вам советую)».

Двойным оскорблением для зрителя были такие 3D-фильмы, как «Кошки против собак» и «Пираньи», — убогие и дорогие, по словам аналитика Ричарда Гринфилда из исследовательской компании BTIG.

 

Ерунда, говорит Джеффри Катценберг. Ему кажется, что через 20 лет все, на что мы будем смотреть, от рекламных щитов до фильмов и экранов мобильных, будет в 3D.

«Есть люди, которые отрицают свершившийся факт, — говорит он. — Но все кончено. Game over. Тачдаун. Победа за 3D».

 

У Катценберга, понятное дело, есть сильная мотивация делать такой смелый прогноз. Все анимационные фильмы DreamWorks сейчас выходят в 3D. Его последняя премьера, мультфильм «Мегамозг», появился в прокате несколько дней назад. Компании нужно широкое признание 3D, чтобы идти к процветанию.

Прибыль DreamWorks выросла с $15 млн в 2006 году до $151 млн в 2009-м, а выручка за то же время — от $395 млн до $725 млн. За последние шесть лет в десятке фильмов с самым большим бокс-офисом один был сделан DreamWorks. К концу 2010-го у DreamWorks Animation есть прекрасный шанс получить целых три строчки из десяти в этом рейтинге. Фильмам «Шрек навсегда» и «Как приручить дракона» уже присвоены седьмое и восьмое места соответственно.

Киноиндустрия с радостью внимает проповедям Катценберга, потому что ей очень нужны дополнительные доходы. Продажи DVD с 2006 года упали на 19%. Благодаря 3D отрасль начинает потихоньку наверстывать эти потери. По данным Screen Digest, из $8 млрд сборов в этом году, примерно 20% пришлось на 3D, в прошлом году — всего 11%.

 

В производстве 3D-фильмы на 10-20% дороже обычных картин. Но дело стоит того. «Чудаки-3» (в 3D) в первый прокатный уик-энд заработали в США на 40% больше, чем «Чудаки-2», которые были сделаны в обычном формате.

Тем временем рынки присматриваются к домашнему 3D. Производители очков, вроде Oakley, выпускают линии трехмерных очков по $150 за штуку. Nintendo разрабатывает ручную игровую консоль 3D. В этом году потребители потратили на 3D-телевизоры и DVD-плееры $1,2 млрд, но этот рост прекратится, если не будет появляться новый 3D-контент.

Катценберг — старожил в Голливуде. В конце 1980-х, будучи руководителем студии, он помогал Майклу Айснеру возрождать Disney. Затем вместе со Стивеном Спилбергом и Дэвидом Геффеном основал DreamWorks и сделал ее публичной в 2004-м. В том же году, во время просмотра фильма «Полярный экспресс», у него было откровение, что будущее кинопроизводства за 3D. DreamWorks переживала не лучшие времена, и только сериал про «Шрека» приносил реальные деньги. А 3D мог создать новый поток доходов.

«Я был ошарашен тем, насколько интуитивным было это переживание, как оно бодрило и веселило, — говорит Катценберг. — Это возможность… сделать наши фильмы более захватывающими и интересными, более эмоциональными и уникальными».

Но технология тогда не была достаточно развита. «Полярный экспресс» можно было показывать в 3D только в Imax. И тогда Катценберг стал разговаривать со всеми, кто был готов его слушать, о том, как много сулит рынок 3D. Среди внимающих ему были и режиссеры (например, Джеймс Кэмерон), и владельцы кинотеатров, и технические эксперты.

 

«Он защищает 3D как никто другой, — говорит президент Imaх Грег Фостер. — Берет телефон и сам обзванивает кинотеатры».

Катценберг свел студии и прокатчиков вместе, чтобы создать решение, которое позволит разделить расходы на установку 3D-проекторов. Сегодня в США 15% экранов могут показывать 3D, и каждый месяц добавляется 500 новых.

Катценберг никак не может понять, откуда берутся критики 3D, — он считает, что это происходит просто по незнанию. «Мы разрабатываем эту технологию всего два-три года». Он допускает, что возможны некоторые нарекания, особенно жалобы на то, что 3D-очки затемняют изображение на экране. Но, по его словам, следующее поколение цифровых проекторов, которое будет использовать лазер вместо ламп накаливания, смягчит эту проблему.

Что касается таких людей, как Эберт, которые жалуются на картинку фильмов 3D, то с этим Катценберг ничего поделать не может. «Ладно, я понимаю. Он считает, что с эстетической точки зрения это мешает ему наслаждаться фильмом, — говорит Катценберг. — Может смотреть «Мегамозг» и в 2D».

 

Остальные претензии он тут же отметает, особенно те, которые касаются повышения цены билетов на фильмы 3D. Катценберг настаивает, что никакого возражения зрителей это повышение не вызвало, более того, он уверен, что с улучшением экономики владельцы кинотеатров смогут брать за билет еще больше. Катценберг отмечает, что потребители всегда могут посмотреть фильм в 2D. «Мы же не говорим, не летайте вообще, если не можете летать первым классом, — говорит он. — Есть еще и эконом».

Голливуд наступит себе на горло, если продолжит выпускать фильмы вроде «Битвы титанов» в 3D. Но, кажется, индустрия уже начинает это понимать. Warner Bros. недавно заявили, что оставили попытки перевести следующего, уже снятого, «Гарри Поттера» в 3D, потому что получающееся качество не соответствует стандарту.

Как раз то, что хотел бы услышать Катценберг.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+