Борцы за неприкосновенность частной жизни морщатся уже оттого, что рентгеновские сканеры тела установлены во всех крупных аэропортах. Они еще не знают, что похожие устройства, способные видеть сквозь стены и одежду, свободно разъезжают по улицам американских (и не только) городов.
Компания American Science and Engineering (AS&E) продала 500 сканеров обратного рассеивания, установленных в небольших фургончиках. Машины, оборудованные системой AS&E, могут ехать по улице и сканировать все припаркованные машины, узнавая, что в них лежит. И хотя самый крупный заказчик компании — Министерство обороны США, отправляющее шпионские машины в Ирак и Афганистан, в компании признают, что правоохранительные органы тоже закупают их оборудование, чтобы искать бомбы в машинах на улицах американских городов. «Наш продукт — самая продающаяся система инспекции автомобилей и грузов», — говорит Джозеф Рейс, вице-президент AS&E по маркетингу.
Микроавтобусы под названием ZBV посылают в окружающее пространство узкие пучки рентгеновских лучей и улавливают те, что отражаются обратно. Поглощенные лучи означают плотные вещества вроде стали, а отраженные — менее плотные, к которым относятся, в частности, взрывчатка, наркотики и человеческие тела. AS&E, называющая ZBV своим флагманским продуктом, продала за 15 месяцев 89 машин по $850 000 — существенный источник доходов для фирмы с продажами $242 млн.
Хороший спрос может только радовать акционеров, но защитники тайны частной жизни хватаются за сердце. «Неудивительно, что государственные агентства стоят в очереди, — говорит Марк Ротенберг, исполнительный директор Электронного центра изучения прайваси (Epic), — но с точки зрения защиты частной жизни сложно представить себе более назойливую технологию». Даже аэропортовые сканеры используются обычно как крайняя мера, добавляет он.
AS&E оправдывается тем, что сканеры, установленные в ZBV, дают куда менее подробное изображение, чем сканеры в аэропортах (AS&E производит и их тоже). Компания подчеркивает, что «система не может использоваться для того, чтобы определять пол, возраст или расовую принадлежность» человека. Минобороны отказалось сообщить, какие именно его подразделения пользуются микроавтобусами ZBV. Департамент полиции Нью-Йорка признал, что пользуется технологией, но отказался сообщать детали.
А шпионские мини-вэны тем временем давно уже разъехались по всему миру. Компания, треть выручки которой обеспечивает экспорт, продавала ZBV «на все континенты, кроме Антарктиды», говорит Рейс.