На днях принадлежащий Dow Jones блог All Things Digital сообщил, что в ближайшее время Facebook и Skype объявят о разностороннем партнерстве. Интеграция платформ затронет, в частности, службы SMS, голосовых и видеозвонков Skype и сервис Facebook Connect, при помощи которого пользователи социальной сети авторизуются на сторонних сайтах. Иными словами, пользователи Facebook получат возможность общаться вслух и писать SMS, а пользователи Skype — удобный доступ к профайлам своих собеседников в социальной сети. Представители компаний пока что отказываются комментировать эту информацию.
На первый взгляд интеграция двух популярных сервисов — первый шаг на пути к мировому господству. Количество зарегистрированных пользователей каждого из них уже превышает полмиллиарда. Вместе получать пользовательскую базу, рядом с которой померкнут и Google, и Yahoo, и онлайн-сообщество Microsoft. Facebook разживется голосовой связью и таким образом сможет предоставлять пользователям все мыслимые социальные услуги «под ключ», а Skype — в преддверии скорого IPO — еще больше увеличит пользовательскую базу и оставит далеко позади конкурентов вроде Google Voice.
Если партнерство, о котором написали десятки СМИ, станет реальностью и компании выпустят совместный пресс-релиз, то он будет читаться как бизнес-план «Барбаросса». Что-нибудь вроде:
«Facebook, самая популярная социальная сеть в мире, и Skype, лидирующая компания на рынке интернет-коммуникаций, объявили сегодня о партнерстве, которое даст пользователям Facebook возможность общаться при помощи голосовой связи. Объединив ХХХ млн активных пользователей Facebook и ХХХ млн зарегистрированных пользователей Skype™, это партнерство превратит две популярнейших социальных платформы в единое, крупнейшее в мире онлайн-сообщество».
Если мой гипотетический пресс-релиз выглядит правдоподобно, то это не моя заслуга: я не умею сочинять пресс-релизов. Это вполне реальный текст, выпущенный в 2007 году PR-департаментом Skype, в котором при переводе было заменено только одно слово. В оригинале должно было быть «MySpace, самая популярная социальная сеть в мире, и Skype…»
Три года назад очевидная идея объединить телефонный сервис Skype с возможностями самой популярной в мире социальной сети уже была реализована. Тогда у Skype было 220 млн зарегистрированных пользователей (сейчас — 560 млн), а у MySpace — 110 млн активных (у Facebook сейчас — 500 млн). Участники партнерства — и тогда, и сейчас — лидировали на своих рынках, не торговались на бирже и были не слишком прибыльны. И хотя, скорее всего, нынешняя попытка будет заметно отличаться от предыдущей, какие-то выводы из нее точно можно сделать. По меньшей мере для Skype.
В результате сотрудничества с MySpace Skype приобрел 20 млн новых пользователей — примерно 9% к пользовательской базе, имеющейся на момент подписания соглашения. Неплохо — если бы это было все, что нам известно. Из 20 млн новых пользователей только 1 млн стали «активными пользователями», то есть логинились в Skype хотя бы раз в месяц. Это меньше 1% от 124 млн активных пользователей, которыми Skype располагает сейчас (цифры взяты из заявки на IPO, поданной в Комиссию по ценным бумагам в августе).
Учитывая бешеную популярность Facebook, на этот раз Skype может рассчитывать на больший приток пользователей — положим оптимистично, что в 10 раз больший. В таком случае у сервиса появится 200 млн новых подписчиков, 20 млн из них — «активных пользователей».
Много ли денег принесут 20 млн «активных пользователей»? В случае Skype — вряд ли. Если верить документам к IPO, из 124 млн «активных пользователей» Skype только около 8 млн подписаны на платные услуги. 20 млн новых пользователей принесут таким образом еще 1,5 млн платных пользователей. Что еще хуже, 86% выручки Skype приносит услуга SkypeOut — звонки из сети на стационарные и мобильные телефоны. Практически наверняка среди пользователей, пришедших из Facebook, доля людей, желающих позвонить в офлайн, будет ниже, а не выше.
Совсем недавно Skype объявил о партнерстве с компанией Avaya — поставщиком решений голосовой связи для корпоративных клиентов. Avaya будет предустанавливать Skype на планшет собственного производства, предназначенный для корпоративных переговоров. Этот (заметим, уже точно совершенный) шаг действительно логичен: Skype испытывает недостаток не в пользователях, а в платежеспособных клиентах. Партнерство с Facebook может только усугубить проблему, с которой Skype борется уже много лет: как превратить популярный сервис в сервис прибыльный.