Джонатан Каплан не любит посудомоечные машины. «Взгляните на все эти кнопки. Когда в последний раз вы пользовались какой-нибудь программой, кроме стандартной?» Он придерживается принципа, редкого в среде дизайнеров и уж тем более топ-менеджеров Cisco: изобилие возможностей — это недостаток, а не достоинство. Основанный Капланом стартап Pure Digital добился успеха благодаря видеокамере Flip — приборчику размером с колоду карт с единственной красной кнопкой.
Камера — едва ли не простейший гаджет на земле — стоит $180. Когда этой весной, через год после приобретения Pure Digital, Cisco украсила ее своим логотипом, Flip стал самым нехарактерным продуктом в линейке товаров компании. Типичное устройство от Cisco — это сетевой коммутатор или роутер, поражающий инженеров количеством возможных настроек.
Cisco приобрела Pure Digital и поручила Каплану заниматься дизайном всех своих продуктов. Задача Каплана — сделать Flip не таким вызывающим, изменив не камеру, а все остальные продукты Cisco. Менеджер, едва разменявший пятый десяток, руководит командой в тысячу человек — в восемь раз больше, чем работало в Pure Digital. Его цель вывести Cisco на рынок потребительской электроники. Бренд должен ассоциироваться с простотой и доступностью, как Apple или Nintendo. «Пока что со многими людьми в компании я говорю на разных языках. Очевидно, мой приход призван повысить значение дизайна».
Когда о поглощении было только объявлено, оно казалось странным. Аналитики писали, что есть куда лучшие способы потратить $590 млн. Они не видели, что связывает бизнес Cisco с дешевой видеокамерой.
Но Cisco искала новые источники доходов, которые позволили бы вернуться к космическим темпам докризисного роста (23% в 2007 году) в условиях возросшей конкуренции со стороны HP, Juniper Networks и Brocade. Генеральный директор компании Джон Чэмберс направил своих инженеров и запасы наличности на завоевание десятков новых рынков — от офисных приложений до орбитальных роутеров. Перед потребительским подразделением компании поставили задачу заработать $10 млрд — большой шаг вперед по сравнению с $1,8 млрд, заработанными, по подсчетам аналитиков из Broadpoint Amtech, в 2009 году, в основном на домашних Wi-Fi роутерах и Flip.
Первым достижением Каплана стал 150-долларовый домашний роутер Valet, который выпустили в начале апреля. Похожее на моллюска устройство позволяет настроить сеть за четыре шага вместо нескольких десятков, требовавшихся прежде, при этом основную работу выполняет программа, записанная на USB-накопитель. (Valet автоматизирует даже именование сети, предлагая приятные на слух изменяемые имена вроде «Льва-работяги» или «Душистой ромашки».)
Новый подход призван привлечь страдающих технологическим кретинизмом потребителей, которых пугает сложность существующих устройств. «Гики готовы тратить время на конфигурацию адресов доступа и безопасности, но остальные предпочтут провести лишние десять минут, играя с ребенком», — говорит Каплан.
Эстетические запросы Каплана не ограничиваются интерфейсом устройств. На встрече, посвященной обсуждению корпоративного сетевого решения, он спросил: «Как будет выглядеть упаковка?» Руководители проекта не смогли ответить. Каплан предложил подумать об этом. «В конце концов, на ней будет наш логотип», — сказал он.
Каплан запустил Pure Digital на деньги от продажи японской Sega своего первого бизнеса (вебсайта советов для родителей). В 2004 году компания выпустила первую одноразовую видеокамеру. После использования покупатель сдавал ее в пункт продажи и получал свои записи на диске — задолго до того, как цифровую видеосъемку стало возможно хранить на домашнем компьютере. Pure Digital перезаряжала камеры и снова пускала в продажу.
С усовершенствованием систем хранения Каплан отказался от модели одноразовой видеосъемки, но сохранил простейший дизайн камеры и дополнил ее приложениями, в несколько кликов редактирующими материал и загружающими его в интернет. «Apple делал так с музыкой, а мы решили попробовать с видео», — объясняет он.
Несмотря на конкуренцию со стороны подражателей и самой Apple, встроившей видеокамеру в iPhone, Flip продается все лучше. За последние 12 месяцев продано 2 млн штук — больше, чем за два предыдущих года, — а на Рождество Flip оставил позади всех соперников. «Когда-нибудь iPhone будет снимать видео не хуже, чем Flip, — рассуждает Джонатан, — но уверяю вас, к этому моменту у Flip появятся возможности, которых у iPhone не будет».
Окажется ли миссия Каплана успешной? Ведь его новая компания известна своими провалами на потребительском рынке. Взять хотя бы Iphone — не тот, который вы знаете, а выпущенный в 2006 году радиотелефон для VoIP звонков через домашнюю беспроводную сеть. Один из немногих американцев, купивших устройство, аналитик Yankee Group Зюс Керравала, рассказал, что батарейки хватало на 30 минут, а корпус так нагревался, что его невозможно было держать в руке. «Это была здоровая белая пластиковая дрянь», — говорит он. В 2009 году на выставке потребительской электроники CES Cisco представила набор беспроводной аудио-аппаратуры стоимостью в $1000. Пользователи Amazon.com оценили ее в две звезды из пяти возможных, критикуя немыслимо сложную систему установки и громоздкий интерфейс. Каплан решительно закрыл проект. «Вот что происходит, — говорит он, — когда вы выпускаете потребительские товары без руководства пользователя».
Cisco известна умением быстро интегрировать поглощенные компании — числом 23 за последние три года. Вместе с тем, подразделения компании остаются изолированными. Каплан признается, что разработка первой потребительской телевизионной приставки для видеоконференций, которую анонсировали в январе и теперь тестируют, прошла без его участия.
В последнюю версию Flip, выпущенную в апреле, добавили выдвижной экран и тачпад для прокрутки видеороликов — это удобно, но не распространил ли Cisco на Pure Digital свою привязанность к функциональным усложнениям?
«Cisco — отличная компания, но она была построена на умножении возможностей, а не на избавлении от них, — говорит Патрик Уитни, декан факультета дизайна Иллинойского технологического института. — Технологической b2b компании, тем более такой успешной, будет трудно сделать приоритетом простоту в использовании».
«Я просто делаю продукты, приятные потребителю, — говорит Каплан. — Если остальные в компании захотят у нас поучиться, будет здорово». Первый урок, который уже должна была выучить Cisco: делать технологии простыми не так просто, как кажется.