Марк Цукерберг еще 1 февраля оставил в профиле в Facebook фотографию своего стола с плакатом «Stay Focused & Keep Shipping» и рабочим Macbook Air. На ноутбуке была открыта лента социальной сети с непривычно большой поисковой строкой, что стало поводом для слухов о новом социальном поиске от Facebook. И вот слухи подтверждаются. BloombergBusinessweek опубликовал информацию от двух анонимных инсайдеров в корпорации: две дюжины программистов создают новый поисковый движок социальной сети, руководит процессом датчанин Ларс Расмуссен.
В середине 2000-х Ларс Расмуссен вместе со своим братом придумал Google Maps, а после руководил разработкой необычного гибрида почты и чата — Google Wave. (Этот проект будет окончательно закрыт в апреле 2012 года как сложный для пользователя.) Осенью 2010-го Расмуссен по предложению Цукерберга оставил работу в австралийском отделении Google и перебрался в Калифорнию.
Смена разработчиком места работы стала одним из моментов развернувшейся в последние полтора года холодной войны между Facebook и Google. Поисковый гигант пытается выйти на рынок социальных сетей, а Facebook — не допустить этого. И в то время как Google удерживает две трети $15-миллиардного рынка поисковой рекламы, Facebook успешно зарабатывает на рекламе в социальной сети: выручка компании в 2011 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом почти в 2 раза и составила $3,71 млрд. Обе компании не желают уступать друг другу рекламодателей и обмениваются уколами.
Активные действия начались в ноябре 2010-го, когда Google запретил Facebook импортировать контакты пользователя. В мае 2011-го появляется аналог кнопки Like, «+1». В июне запускается собственная социальная сеть Google+. В ответ весной Facebook очерняет Google в прессе и спешно добавляет новые функции. Например, гиганты устроили бой за видеозвонки: оба собирались приобрести Skype, но их обошла Microsoft, что, впрочем, не помешало интеграции подобного сервиса в соцсеть. Социальный поиск Google лишь частично индексирует обновления Facebook: главная социальная сеть планеты тесно сотрудничает лишь с поисковиком Bing от Microsoft, помогает его совершенствовать и использует для внешнего поиска.
Facebook и Bing — вынужденные союзники. Пока основной противник обрабатывает 89% поисковых запросов, единственный способ выживания — не конкурировать между собой, а занять определенную нишу и постепенно увеличивать свою долю. Так что вряд ли стоит считать, что разработка нового поискового движка внутри Facebook обеспечит компании быстрый выход на территорию Google и рынок контекстной рекламы. Он важен для удержания уже имеющихся территорий.
Поиск никогда не был важным направлением в Facebook, и он реализован крайне неудачно. Насыщенная разнообразным пользовательским контентом социальная сеть просто не имеет нормальных инструментов доступа к этому контенту. Решив проблему, Facebook в противовес Google пойдет не по экстенсивному, но по интенсивному пути развития. И признаки такого развития уже имеются: осенью 2010-го был запущен сервис сообщений Messages, совмещающий в себе личные сообщения, почту и SMS. И хотя сервис не стал «убийцей Gmail», как то предсказывали журналисты, он дал возможность пользователю не выходить из социальной сети вовсе. Еще немного, и Facebook сведет весь интернет к себе самому — окажется ли эта стратегия эффективнее экспансии Google, покажет время.