«Я предложил Елене Шматовой присоединиться к штаб-квартире Vimpelcom Ltd. (контролирует «Вымпелком»), чтобы она могла применить свои знания и навыки во всей группе», — передал Forbes гендиректор Vimpelcom Ltd. Джо Лундер. Помимо России Vimpelcom Ltd. владеет телекоммуникационным компаниями в других странах СНГ, а также в Италии, Канаде, Африке и Азии. В общей сложности в 20 странах.
По словам Лундера, Шматова продолжит руководить российской дочкой Vimpelcom Ltd. пока не будет принято решение о ее замене.
Шматова уходит на повышение, говорят в «Вымпелкоме». Впрочем, ее новая должность, как и преемник на посту гендиректора «Вымпелкома», пока не определены. В качестве наиболее вероятного кандидата собеседники Forbes называют нынешнего гендиректора CTC Media Антона Кудряшова. По словам одного из них, Кудряшов — кандидатура президента «Альфа-банка» и председателя совета директоров CTC Media Петра Авена. Авен отказался от комментариев, сославшись на то, что вопрос касается публичных компаний. А Кудряшов отшутился, отметив, что ему часто поступают предложения, но никаких решений не принято. «Предложения в «Вымпелком» мы не получали», — добавил он.
Шматова возглавила «Вымпелком» в июне 2010 года, после того как оператор уступил «Мегафону» второе место на рынке сотовой связи — сначала по количеству абонентов, а затем и по выручке. Одной из основных ее задач было возвращение утраченных позиций в России. Но сделано это так и не было. По данным исследовательской компании AC&M-Consulting, в августе у «Мегафона» было 59,7 млн абонентов, а у «Вымпелкома» — лишь 56,8 млн.
Но еще в конце сентября гендиректор Vimpelcom Ltd. Джо Лундер говорил в интервью «Ведомостям», что доволен развитием компании в России и у штаб-квартиры «нет никаких планов» менять руководство российской «дочки». Но концепция, судя по всему поменялась, хотя Лундер и передал Forbes, что Шматова — «очень сильный профессионал в области телекоммуникаций и ценный член менеджерской команды Vimpelcom». Теперь ей ищут замену в России.
Предшественнику Шматовой Борису Немшичу, который в июне 2010 года «немедленно покинул» «Вымпелком», также была предложена должность в Vimpelcom Ltd, так что переход в амстердамскую штаб-квартиру уже стал традицией для руководителей его российской «дочки».
Шматова работает в «Вымпелкоме» почти 12 лет. В декабре 1999 года она пришла на должность финансового контролера, а в январе 2003 года стала главным финдиректором. Шматова — хороший финансовый директор, но недотягивает до гендиректора компании, говорили ранее партнеры «Вымпелкома».
«То время, пока Шматова возглавляла российский «Вымпелком», штаб-квартира была сфокусирована на сделке с Wind Telecom Нагиба Савириса (в апреле 2011 года Vimpelcom Ltd. объединился с активами Wind Telecom) и российские операции были не совсем в приоритете», — замечает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Но он считает, что Шматова правильно сделала, что не гналась за возвращением доли рынка по абонентам, так как рынок уже насыщен — на 100 жителей приходится 155 сим-карт.
На посту гендиректора CTC Media, которую Кудряшов возглавляет около трех лет, он достаточно активно сокращалс расходы (в кризисном 2009 году), что позволило компании удержать рентабельность на уровне 42%, замечает аналитик «Тройки Диалог» Анна Лепетухина. Но снижение инвестиций в контент негативно отразилось на темпах роста CTC Media в последующие годы, добавляет она.
Недавно СTC Media снизила прогноз по росту выручки с 20% до 15%, а затем уменьшила его еще до 9-11%. Кудряшов, который в среду представил результаты за III квартал 2011 года, объяснил это плохими прогнозами на следующий квартал. Он опасается, что компания не доберет рекламы, так как некоторые рекламодатели решили сэкономить в конце года. Впрочем, по прогнозу «Видео Интернешнл», в целом рынок телерекламы в этом году вырастет на 20%.