Компания Mail.ru Group, выделенная из крупнейшего российского фонда инвестиций в интернет-активы DST, управляет почтовой системой Mail.ru, социальными сетями «Мой Мир» и «Одноклассники», сервисами мгновенных сообщений ICQ и Mail.ru Agent, собственным разработчиком онлайн-игр и еще несколькими десятками сервисов. Ей принадлежат доли в Facebook, «ВКонтакте», Groupon и Zynga. Месячная аудитория ее проектов — 33,2 млн человек, а ее рыночная капитализация составляет почти $7 млрд — это самая дорогая интернет-компания России.
Управляет всем этим хозяйством 32-летний выпускник «Бауманки» и программист Дмитрий Гришин. Он рассчитывает объединить разрозненные активы Mail.ru Group, председателем совета директоров которой является самый известный российский интернет-инвестор Юрий Мильнер, а крупнейшими акционерами — южноафриканская компания Naspers и олигарх Алишер Усманов, в единое целое. О том, как он собирается это сделать и чем оправдано такое разнообразие активов в одной компании, Гришин рассказал Forbes.
— У Mail.ru много коммуникационных сервисов. Они не мешают друг другу?
— У нас три основных направления — почтовый сервис, социальные сети и программы обмена мгновенными сообщениями. Все эти способы общения в будущем, я уверен, будут интегрированы в один коммуникационный продукт. Пользователи хотят иметь единый социальный граф, а не 50 разных контакт-листов.
— Каким образом вы этого добьетесь?
— Пока это большой вопрос. Либо мы научим «Мой мир» с «Одноклассниками» общаться между собой, оставив их отдельными брендами (а в будущем, возможно, получится добавить туда еще и «ВКонтакте»), либо пойдем по пути объединения всех сетей в один продукт.
— Вы будете для этого увеличивать долю во «ВКонтакте»?
— У нас уже есть 32,49%, а также опцион на 7,5%. Стратегически для нас будет правильно приобрести контроль в социальной сети, а лучше даже выкупить все 100%. Конечно, для этого требуется согласие двух сторон, и мы постоянно работаем в этом направлении, ведем диалог.
— Вы коммуникационная компания, но существенную часть выручки вам приносят игры, верно?
— Когда-то Apple запустил единое решение iPhone + Apple Store тоже как коммуникационный продукт, но оказалось, что среди огромного разнообразия контента наибольшей популярностью пользуются игры. То же самое случилось и у Facebook. Комбинация общения и развлекательных сервисов (особенно игр) очень хорошо работает.
— Контекстная реклама занимает очень небольшую долю в вашей выручке. Это для вас проблема?
— Исторически мы всегда были лидерами на рынке медийной рекламы; сейчас мы двигаемся в направлении максимально контекстной медийной рекламы. Например, чтобы показывать рекламу только жителям Саратова младше 25 лет с высшим образованием, у которых сегодня день рождения. Думаю, граница между контекстной и медийной рекламой будет стираться: медийная реклама движется в сторону таргетинга, а контекстная — в сторону визуализации и брендинга.
— Зачем вы поддерживаете собственную технологию поиска, если все равно пользуетесь поиском Google?
— Стратегически нам важно развивать собственную поисковую технологию. Только один наш почтовый сервис — это более 5 петабайт (около 5 млн Гб) данных. По этому массиву информации нужно хорошо и быстро искать. Кроме того, в будущем мы планируем использовать социальный граф в поисковом сервисе — сейчас такие сервисы очень мало персонализированы. Будучи владельцами нескольких крупнейших социальных сетей, мы можем дать своему поисковику доступ к публичному контенту пользовательских профайлов, и это откроет еще более широкие перспективы.
— С какой скоростью будет расти русский интернет?
— Я думаю, русский сегмент интернет-рынка еще вполне может удвоиться. По количеству пользователей Россия уже сейчас — одна из крупнейших стран Европы. Но у нас еще есть значительный потенциал развития. Кроме того, у рунета большой запас увеличения выручки с пользователя. Рекламным бюджетам тоже еще есть куда расти: по аудитории некоторые интернет-порталы уже опередили телеканалы, а денег у нас пока непропорционально мало. Однако ситуация постепенно меняется.
— Чем сейчас стоит заниматься? Что будет расти?
— Для начала надо просто делать бизнес в русском интернете — это один из самых быстрорастущих рынков. Если говорить о конкретных бизнес-направлениях, большой потенциал — у проектов электронной коммерции и сервисов, основанных на социальных связях. И конечно, игры, игры, игры. Играть начинают люди, которые раньше играми не интересовались — например, на мобильном телефоне. Игры привлекают все новых и новых пользователей, и это продолжится.
— Вы ждете распространения в России мобильного интернета?
— Это огромный дополнительный канал дистрибуции наших сервисов. Если раньше мы могли встретить нашего пользователя сидящим за компьютером дома или на работе, то сейчас можно встретить его в приемной врача, в метро или в троллейбусе. И мы, безусловно, учитываем это в своем развитии.
— Ваш главный конкурент?
— Facebook. Но есть между нами как минимум одно важное различие: мы прошли уже много этапов в продуктовой эволюции — от почты через мессенджеры к социальным сетям. У Facebook пока нет такого опыта. Интересно будет посмотреть, как у него это получится.