Основатель компании Oracle, ее гендиректор Ларри Эллисон долго мечтал о том, чтобы низложить Microsoft. Пока он не достиг цели даже несмотря на то, что за последние годы потратил около $40 млрд на покупку 75 компаний, производящих как программы, так и железо. Рыночная капитализация Microsoft $226 млрд, Oracle — только $169 млрд.
Но в последнее время одно из относительно малоизвестных капиталовложений Эллисона начало отбирать рынок у Microsoft, SAP и, что довольно забавно, самой Oracle.
История началась в конце 1990-х, когда Эллисон вложил около $100 млн собственных денег в компанию NetSuite, которая продает программы для комплексного бухгалтерского и финансового учета через интернет. Поначалу клиенты не слишком доверяли «облачным» серверам, поэтому десять лет NetSuite топтался на месте, продавая программное обеспечение маленьким фирмам. Знающие программисты шутили на тему того, что NetSuite — это младшенький Эллисона (старшие — это Salesforce или Siebel Systems, которую Oracle купила позже за $3,6 млрд). NetSuite стала публичной в декабре 2007 года, и ее акции стоят меньше, чем на IPO.
Но оказалось, что инстинкты не подвели Эллисона. Компаниям стало более удобно переносить свои данные в облако, и NetSuite стала модной компанией. В прошлом году выручка увеличилась на 16% — до $193 млн, при убытке в $25,6 млн. Капитализация за последние два года взлетела на 248%. Доля Эллисона в 50,5% стоит сейчас $930 млн и больше не выглядит погрешностью округления его состояния в $27 млрд.
Но особенно важно — тем более для Эллисона — что NetSuite перетягивает к себе потребителей Microsoft. «Это производило впечатление», — вспоминает директор NetSuite Зак Нельсон. На ежегодном собрании потенциальных клиентов компании прошлой осенью почти все они — 30 компаний — были готовы сменить свое ПО бизнес администрирования Microsoft Dynamics. За год до этого лишь некоторые были готовы сменить поставщика. Недавно NetSuite вытеснила Microsoft из спортивного агентства Wasserman Media Group и в стоматологическом бизнесе ClearChoice (оборот — $120 млн). Microsoft должен уже скоро запустить онлайн-версию своего ПО, но пока отказывается от комментариев.
NetSuite успешно соревнуется и с другим конкурентом Эллисона — SAP. Недавние победы над SAP включают такие компании, как Schaefer Oil и Commco. «Мы называем это эффектом сэндвича», — говорит Нельсон: либо SAP сталкивается с конкуренцией со стороны огромной Oracle, либо со стороны NetSuite — размером поменьше.
Впрочем, иногда NetSuite соревнуется и с Oracle. В прошлом августе это привело к сделке с образовательной компанией Knowledge Universe, которая использует ПО Oracle для своей бухгалтерской системы в США, но хочет менее дорогостоящие облачные программы для офисов за границей.
Нельсон утверждает, что подобная накладка — явление редкое и что, если обе компании в одной нише, «один из нас тут явно лишний». Тем не менее он наращивает отдел продаж, чтобы закрыть более крупные, международные сделки — «такие, за которыми охотятся Oracle и SAP».
Эллисон пытается избегать любых конфликтов интересов, и его доля в NetSuite голосует вместе с публичными держателями акций и может продаваться только для того, чтобы покрывать налоги. Одно исключение: он голосует сам по любому вопросу, который включает изменение в правах собственности.
Раньше Нельсон обедал с Эллисоном ежемесячно, но сейчас они встречаются за ланчем раз в год. Вера Нельсона в «облачный» подход идет вразрез с тем, что практиковала Oracle, сшивая клочья программного обеспечения от PeopleSoft, Siebel и др.
Советовал ли Нельсон своему инвестору, как вести этот бизнес?
«Ни за что на свете!»