Главный источник доходов Mail.ru — онлайн-игры
Mail.ru – один из старейших порталов рунета. Но в проспекте Mail.ru Group, который сейчас проводит IPO на Лондонской фондовой бирже, нашлось несколько неожиданных фактов о крупнейшей российской интернет-компании.
Оказалось, что основной источник доходов Mail.ru – многопользовательские онлайн-игры. Исторически портал Mail.ru был и остается компанией, которая больше всех в рунете зарабатывает на медийной (баннерной) рекламе. Больше Mail.ru на рекламе в рунете зарабатывает только поисковкик Yandex.ru, но тот специализируется на контекстной рекламе – текстовых объявлениях, тематика которых соответствует содержанию веб-страницы или поисковому запросу пользователя.
А в баннерной рекламе Mail.ru был вне конкуренции, поэтому считалось, что именно она и является основным генератором выручки компании. Еще год назад гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин рассказывал журналу Sales Business: “Пока основные деньги портал Mail.Ru зарабатывает на медийной рекламе – чуть больше половины всей выручки, однако доля игр в структуре доходов компании растет. Сейчас это единицы процентов, однако можно предположить, что в будущем на онлайн-игры будут приходиться уже десятки процентов.»
Похоже, что будущее наступило намного раньше, чем ожидал Гришин. В марте 2009 г. Mail.ru объединился с разработчиком онлайн-игр Astrum Online, и уже по итогам 2009 г. в выручке объединенной компании в $138 млн на игры пришлось почти $65 млн, или около 47%. А реклама, баннерная вместе с контекстной, принесла около $61 млн, или почти 44% общей выручки. В первом полугодии 2010 г. доля многопользовательских игр в выручке выросла на 0,3 процентных пункта, а доля рекламы упала на 3 пункта. Летом 2010 г. в рамках подготовки к IPO владельцы Mail.ru решили объединить ее еще и с социальной сетью «Одноклассники». Но в структуре выручки социальной сети, составившей в I полугодии 2010 г. $30 млн, на рекламу пришлось всего 26%. Остальное сети принесли различные дополнительные платные сервисы – например, виртуальные подарки. А весной 2010 г. «Одноклассники» также запустили игры, последними среди крупных российских социальных сетей.
На каких играх и как зарабатывает Mail.ru? Все многопользовательские игры компании используют одну бизнес модель – free-to-play: играть можно бесплатно, но за дополнительные преимущества: доспехи, оружие, подсказки - игрокам нужно платить. За обычные многопользовательские игры Mail.ru в I полугодии 2010 г. платили в среднем 167 000 человек в месяц, за игры для соцсетей – 564 000 человек. Самые популярные онлайн-игры – адаптированная для рунета Perfect World и разработанные в Mail.ru Legend: Legacy of the Dragons и Allods Online, за них платят в среднем 103 000 игроков в месяц. Топ-тройка игр для соцсетей с ежемесячной аудиторией в 329 000 пользователей, которые платят: Lovely Farm, Legend: Legacy of the Dragons и SuperCity.
Другим сюрпризом от Mail.ru оказалась фигура третьего основателя группы. Им оказался Михаил Винчель, основатель инвесткомпании «Проспект», позднее продавший свою долю. Раньше представители Mail.ru Group рассказывали только о двух своих основателях – финансистах Юрии Мильнере и Григории Фингере – по их версии, Мильнер был инициатором проекта, а Фингер находил для него финансирование. На самом деле сейчас основателям принадлежит около 17% акций группы: у Фингера 7,2% акций, у Винчеля 6,2% акций, у Мильнера – 3,9%. Причем Винчель собирается продать самый большой пакет акций в ходе IPO – до 2,5% (от уставного капитала до дополнительной эмиссии) и выручить за него до $241,4 млн.
Михаил Винчель сейчас находится в ЮАР. Он рассказал Forbes, что давно дружит с основателями Mail.ru: с Фингером он познакомился в 1992 г., а с Мильнером – в 1995 г. По его словам, идея создания Mail.ru принадлежала Мильнеру, но Винчеля и Фингера он пригласил в проект не столько из-за инвестиций, сколько для диверсификации рисков. «Новый проект проще развивать в компании друзей», - объясняет Винчель. Он добавил, что вложил в Mail.ru "никак не меньше десятков миллионов долларов".