К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сколько может стоить один неосторожный клик

Сколько может стоить один неосторожный клик
Как интернет-магазины используют персональные данные покупателей

В 2007 году Линда Линдквист купила на сайте MovieTickets.com два билета в кино — для себя и своей 19-летней дочери. На сайте она соблазнилась ссылкой, обещавшей «10-процентную скидку со следующей покупки». Линда кликнула на нее, хотя и не заполняла никаких форм и уж точно не вводила 16-значный номер своей кредитки, после покупки билета.

Год спустя Линда обнаружила, что с ее карточки списано $20 в пользу компании, предоставляющей — судя по описаниям — скидки при покупках и призы за бронирование услуг. Позвонив по телефону компании, она выяснила, что данные ее кредитной карты были получены ими от сайта MovieTickets.com, а общая сумма списания за то время, что она, не зная того, участвовала в программе, составила $320. Деньги ей вернули только через месяц, после того как она пожаловалась в MovieTickets.com.

«Чем больше я думала об этом, тем больше я злилась на них», — сказала Линдквист, выступая перед сенатской комиссией в прошлом ноябре. «Я думала, уважаемый сайт, а они связались с какими-то мошенниками».

 

Линда стала одной из жертв мошеннической схемы под названием «посттранзакционный маркетинг», стоившей почти $1,5 млрд и ставшей предметом расследования американского сената. Существующие законы позволяют сайту, получившему информацию о кредитной карте, передать ее любому партнеру, предоставляющему услуги на своем сайте.

Эта дыра в законе позволила нескольким компаниям списывать деньги со счетов миллионов людей, получив на это не их явное согласие, а всего лишь один клик. Компании делили затем доходы с партнерами, размещающими их предложения, — среди участников схемы были такие гиганты, как Buy.com.

 

В результате сенатского расследования все компании заявили о том, что отказались от использования посттранзакционного маркетинга и требуют теперь от своих клиентов явным образом ввести все 16 цифр номера кредитки, прежде чем брать с них деньги.

Но даже после громкого разбирательства эта практика остается такой же законной, как была. И отсутствие решительных мер, говорит специалист  по законодательству о защите потребителей, профессор Юридической школы Университета Миннесоты Прентис Кокс, означает, что возвращение мошеннических схем — дело времени. Более того, добавляет она, даже повторный ввод 16 цифр можно подать как «подтверждение» последней покупки.

Посттранзакционный маркетинг — только один из тысячи способов мошенничества в сфере электронной коммерции. И хотя создателей схем регулярно ловят и штрафуют, покупателям стоит придерживаться нескольких простых правил выживания.

 

Урок Линды Линдквист, например, состоит в том, что надо всегда опасаться любых предложений и ссылок, появляющихся после завершения покупки, даже и на уважаемом сайте: продавец имеет право поделиться данными карточки с менее респектабельным партнером.

Более общее правило, говорит профессор Юридической школы Гарварда Бен Эдельман, верно и в интернете, и в жизни: если что-то слишком хорошо, чтобы быть правдой — так оно, скорее всего, и есть. «Все предложения «бесплатных iPod», «бесплатных телевизоров» и «подарочных карт» — чистое мошенничество», — говорит он. Многомиллионные штрафы ничего не меняют, добавляет он, чтобы убедиться в этом, просто забейте «бесплатный iPod» в поисковую систему.

При совершении покупок на широко известных сайтах риски тоньше. Покупателям, говорит Флоренсия Маротта-Вюрглер из Юридической школы Университета Нью-Йорка, надо внимательно следить за тем, что делают продавцы с их личными данными. Обычно это описано в «политике безопасности» на сайте, и часто там прямо указывают, что могут делиться данными с кем захотят. Кроме того, они могут по желанию менять сами правила.

«Политику безопасности», как выяснила Маротта-Вюрглер, читает только один из тысячи поставивших галочку «я прочитал правила и принимаю их». Поэтому она рекомендует узнавать заранее, что можно сделать с вашими данными, на сайте PrivacyChoice.org, который собирает такую информацию в одном месте.

«Вы соглашаетесь с политикой безопасности, — говорит Маротта-Вюрглер, — а потом она меняется и ваши персональные данные оказываются у всех желающих. Так что никогда не теряйте бдительности. Даже та защита, на которую вы рассчитываете сейчас, может исчезнуть в любой момент».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+