К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Мы тестируем Opera на 10-летних компьютерах»

«Мы тестируем Opera на 10-летних компьютерах»
Создатель браузера, захватившего треть российского рынка, — о пиратах, подражателях и медлительности интернета

Браузер Opera — первопроходец. Он первый ввел множество функций, позаимствованных впоследствии конкурентами: блокировку всплывающих окон, быстрое удаление личных данных и т. п. Но изобретательность не помогла основателю и CEO компании Opera исландцу Йону фон Течнеру завоевать мир: доля Opera на мировом рынке браузеров, по оценке Net Applications, не превышает 3%. Зато в России на Opera приходится почти 30% интернет-трафика, а вышедшая два месяца назад Opera 10 уже отвоевала 8,6% (данные Liveinternet). Йон фон Течнер поделился с Forbes своими мыслями о популярности, скорости, будущем интернета.

— Как дела у Opera на мировом рынке?

— У нас где-то 45 млн пользователей на стационарных компьютерах и около 40 млн — на мобильных устройствах. Цифры очень разнятся от страны к стране, но в России мы контролируем примерно 70-80% рынка мобильных браузеров. Может, и больше. Почему так получилось? Когда-то я задавал в России этот вопрос. Мне называли самые разные причины, но, я думаю, самое важное — это отношение пользовательского сообщества. Если хотите, мода. Хотя на самом деле мы популярны не только в России, но еще, например, в Чехии, в Индонезии. В России мы просто №1 — с учетом мобильных устройств, конечно.

 

— Ваш браузер стремится, так сказать, не перегружать компьютер работой. Вы считаете, это еще актуально?

— Считается, что интернет стал очень быстрым, но это не так. В реальном мире большинство людей пользуется медленной связью. Интернет будет быстрее? Только не в интернет-кафе где-то в глухой провинции. Даже в США многие до сих пор пользуются dial-up. Наш принцип — работать в реальном мире. Мы тестируем Opera на 10-летних компьютерах и в медленных сетях. Ею можно пользоваться в XP — и получать от браузера все что нужно. Мы до сих пор поддерживаем Windows 95, которую даже Microsoft больше не поддерживает.

 

— Раз так, зачем вам система Opera Unite, позволяющая использовать свой домашний компьютер как веб-сервер?

— Unite позволяет связывать между собой все устройства. Я сам гаджет-фрик и хочу, чтобы мои гаджеты были связаны в одну сеть. Сейчас много говорят об «облачных приложениях» — использовании программ на чужих серверах. На мой взгляд, это устарело. Ими уже целую вечность пользуются. А мы думаем о том, что придет им на смену. Это будут сети, в которых каждое устройство само по себе будет веб-сервером. Конечно, для этой цели уже есть Apache — но мы пытаемся делать вещи, доступные для каждого. Я могу объяснить своей маме, как скачивать фотографии при помощи Opera Unite, но никогда не смогу научить ее самостоятельно работать с Apache.

— Всплывающие окна, удаление личных данных — вы никогда не пытались отстоять право на них в суде?

 

— Мы уважаем чужие авторские права и не ленимся патентовать свои изобретения, но не считаем нужным судиться. Патентное законодательство слишком несовершенно. Существует слишком много бессмысленных патентов, таких, которые и выдавать не стоило. Вроде патента на смайлики.

— А других правообладателей не раздражает, например, тот факт, что в Opera 10 встроен BitTorrent?

— Почему? Это отличный инструмент для обмена большими файлами. Его, конечно можно использовать для обмена пиратским контентом, ну, так в таком случае надо от всех протоколов отказаться.

— Вы зарабатываете на лицензионных соглашениях с поисковиками?

— Мы работаем и с «Яндексом», и с Google. Google — поисковик по умолчанию в поисковой панели браузера, а «Яндекс» — в экспресс-панели у пользователей из СНГ.

 

— Кто для вас главный конкурент?

— Это зависит от того, как определить рынок. На мобильных устройствах мы первые. На десктопе — по-разному, но в мировом масштабе не первые, конечно. Впереди пока Microsoft. Но если наши главные конкуренты — такие гиганты, значит, мы кое-что делаем правильно. Браузер — это самая важная программа в компьютере. А Opera используют примерно 100 млн человек — причем большинство из них выбрали ее сами.

— «Сами выбрали» — камень в огород Microsoft?

— Большинство людей используют Internet Explorer просто потому, что он предустановлен на их компьютер. Они даже не пробовали пользоваться другими браузерами. Хотя все специалисты скажут вам, что IE — самый медленный из них. Мы захватили российский рынок, и это значит, что первенство — вещь преходящая. Преимущество Microsoft не навсегда. Нас вдохновляет пример Firefox: долю рынка все же можно увеличить. (Мировая доля Firefox, по подсчетам Net Applications, — 24%. — Forbes.) Мы, как и Firefox, выступаем за распространение открытых веб-стандартов.

 

— Можно сделать из браузера операционную систему? Что-то вроде Chrome OS компании Google?

— Построить ОС вокруг браузера — очень здравая идея. Мы не стали так делать, но в чем мы абсолютно согласны с Google — это в том, что будущее за веб-приложениями. Даже не будущее, а настоящее. Можно купить Mac, а можно обычный компьютер — и все равно пользоваться одними и теми же файлами и приложениями, потому что они будут работать внутри браузера.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+