Приезд Марка Цукерберга в Россию вызвал дискуссию об «утечке мозгов»: как заявил глава российского IT-холдинга IBS Group Анатолий Карачинский, Дмитрий Медведев радостно пожимает руку человеку, приехавшему переманить из страны талантливейших программистов. Сам Цукерберг объяснял свой визит иначе. И вот в понедельник состоялось соревнование Facebook Developer Hack Moscow, устроенное «Фейсбуком»: надеялись ли участвующие в конкурсе программисты на зарубежную карьеру?
По правилам участники должны были за несколько часов создать приложение, подключающееся к Facebook. Такой формат соревнования, известный как хакатон (от «хакер» и «марафон»), не слишком распространен в России, но в США проводится не первое десятилетие. Россия стала лишь одной из стран, куда Facebook решил его принести: московское мероприятие стало последним в серии World Hack 2012, охватившей 12 городов от Мехико до Варшавы. Победитель каждого из соревнований получает возможность поехать в Сан-Франциско и посетить кампус Facebook.
Атмосфера конкурса ничем не напоминала серьезные попытки устроиться в одну из ведущих компаний мира: смех в здании Digital October раздавался очень часто, а слово «fun» лучше всего подходит для описания происходящего. Неудивительно — за несколько часов программирования не сделать большой и важный проект, а что-то остроумное можно. Поэтому некоторые представленные приложения даже назывались несерьезно: «GottaPee» (для поиска ближайшего туалета), «Where the Hell Are You?», «DooDoo». Выглядели они зачастую тоже забавно: белорусский программист Андрей Бас привез с собой в Москву большую красную кнопку, после чего в ходе хакатона подключил ее к компьютеру и заставил работать в качестве кнопки «Like».
Представляя свои работы жюри, разработчики тоже не удерживались от шуток: «Несмотря на присутствие переводчика, я буду говорить на английском... Просто потому, что так будет смешнее». Одному из докладчиков прямо во время демонстрации приложения пришла SMS с текстом «мимими». Серьезнее других выглядели приложения вроде We Heart Pics, чья разработка началась давно и которым в ходе хакатона лишь добавили новые функции. Создатели We Heart Pics даже получили один из призов, но такие работы оказывались раскритикованы другими участниками за неспортивный подход.
Рассказывая Forbes о своей мотивации, участники чаще всего тоже обращались к формулировке «Just for fun» («Просто ради веселья») — такое название создатель Linux Линус Торвальдс 11 лет назад дал своей автобиографии, и она поныне остается девизом многих программистов, не ставящих целью жизни карьерные высоты или изменение всего мира. С тем, что поработать в США на Facebook было бы неплохо, они не спорят, но главной целью участия в хакатоне это не считают. Практическую пользу они видят в другом — например, Руслан Левиев (известный участием в проектах Алексея Навального) сформулировал ее так: «Хакатоны в формате своеобразных мозговых штурмов (когда надо за 6 часов придумать идею приложения, собрать команду и воплотить её в жизнь) — очень полезная тренировка для мозгов. Это не просто умение писать хорошо работающий, грамотный код, это умение придумывать то, что будет востребовано пользователями и полезно им».
Даже в самый серьезный момент — представляя главного победителя, которым оказалось приложение Boostmate, — жюри отметило его презентацию, «заставившую всех присутствующих похихикать». А СЕО проекта Андрей Устюгов сообщил нам, что, хотя практическую цель оказаться замеченными «Фейсбуком» команда преследовала, процесс был не менее важен: «Без удовольствия мы не ходим никуда». Программист Ашот, занимавшийся Boostmate, на вопрос, сколько всего было призов, ответил: «Не знаю, сейчас у ребят спрошу. А, вот говорят, четыре».
Глядя на все это, легко было посчитать мероприятие просто развлекательным. Однако же «Фейсбуку» не впервой находить в этих шутках долю правды. Еще на заре существования компании хакатоны были для нее одним из способов набора персонала (один из таких эпизодов показан в фильме «Социальная сеть») — да, выбран этот способ был из-за веселья, но рабочие места приносил вполне реальные. И даже тогда, когда компания разрослась и остепенилась, это продолжило приносить плоды: идея кнопки Like, ставшей ключевым элементом всего интернета, родилась тоже в ходе «марафона программистов». Так что за всеми шутками в Facebook вполне могли разглядеть чьи-то настоящие способности, которые могут пригодиться.
Другой вопрос — придется ли их обладателю для этого переезжать: как сообщил в Twitter министр связи Николай Никифоров, ему удалось «договориться с Цукербергом, что выгоднее открыть центр исследований и разработок Facebook в России».
Читать далее: Турне Цукерберга: чем закончились другие поездки основателя Facebook