Intel и Microsoft решили переделать мир планшетов. Что из этого выйдет?
Презентация, которую устроил вчера в Сан-Франциско Intel, может показаться малозначимой: подумаешь, рассказали о новом чипе Atom Z2760 и показали планшеты с ним под управлением Windows 8 — ведь о большинстве этих планшетов и раньше было известно. Но для Intel (а возможно, и для всего рынка) это важнейшее событие: с помощью нового чипа процессорный гигант хочет взять реванш там, где терпел поражения десять лет подряд. От результата зависит его будущее.
Чтобы понять масштаб происходящего, надо вернуться на 10 лет назад. В 2001-м, задолго до появления iPad, Microsoft представила свое видение «планшетного компьютера». В 2002-м стали появляться такие устройства, получившие специальную планшетную версию Windows XP. В 2006-м Microsoft и Intel совместно представили схожую инициативу UMPC («ультрамобильные ПК») с маленькими экранами диагональю 5-7 дюймов. Однако, несмотря на участие крупных производителей (Samsung, Asus, HP), ни один из двух проектов не стал успешным. А в 2010-м пришел iPad и всех прогнал, оставив Microsoft и Intel кусать локти: мы ведь придумали планшет гораздо раньше, почему теперь другие присваивают нашу славу?
Как это могло произойти?
Все дело в разнице подходов. Если по версии Apple планшет был большим смартфоном, то Microsoft и Intel предпочитали считать его маленьким компьютером. Да, в экран тыкают, и еще хорошо бы распознавать рукописный ввод стилусом, но на этом отличия от компьютера для них закончились. Типичный UMPC 2007-го походил на ноутбук и по железным составляющим (процессор Intel Celeron, много портов), и по софтовым (полноценная Windows, стандартные программы). Все это давало большую функциональность, но заодно приносило громадную головную боль, перечеркивающую все плюсы. Да, использовался мощный компьютерный процессор вместо простенького мобильного — но аккумулятор это разряжало за какую-то пару часов. Да, в Windows можно хитро расположить множество окон на рабочем столе — но на маленьком экране это никому не нужно, там удобнее полноэкранные приложения. Да, в некоторые планшеты можно было воткнуть сетевой шнур — но зачем это устройству, с которого хочется выйти в интернет в автобусе, а не рядом с большим компьютером? Неудивительно, что «смартфоноподобный» iPad с его удобными для пальцев иконками, повсеместным 3G-интернетом и 10 часами автономной работы оказался куда востребованнее.
Интересно вот что: увидев, какой рынок они упускают, Microsoft и Intel еще могли пойти по пути Apple. Портировать операционную систему на планшеты не с компьютеров, а со смартфонов, благо мобильная система у Microsoft тоже есть. Заняться процессорами на мобильной архитектуре ARM (как в iPad и большинстве смартфонов), потребляющей мало энергии, а не на прожорливой компьютерной x86. Это был проверенный, доказавший свою состоятельность путь. Однако выбран был другой: повторить пройденное, учтя ошибки. Снова перенести компьютерную парадигму на планшеты, но в этот раз по-настоящему снабдив ее всем необходимым, а не просто прилепив поддержку рукописного ввода. Добавить в Windows интерфейс Metro, подходящий для сенсорных экранов. Не пытаться запихнуть в планшет все мыслимые разъемы, а сделать его тонким и легким. Наконец, хотя Windows 8 будут устанавливать и на планшеты с мобильными ARM-процессорами, Intel остался верен архитектуре x86. Цель всего этого следования компьютерным традициям понятна: сотни миллионов людей, привыкших к Windows и ее программам, смогут легко переходить от компьютера к планшету и наоборот.
И вот Intel гордо показал результат своей деятельности: чип Atom Z2760 «Clover Trail», сделанный по компьютерной архитектуре, но предназначенный для планшетов. Как утверждает компания, он выдержит 10 часов стандартной работы или три недели в режиме ожидания — то есть с отставанием от ARM действительно удалось справиться. Кроме того, планшеты с таким чипом смогут весить менее 700 г, а в толщину составлять менее 9 мм, так что и в отношении размеров он не стал аутсайдером. Сохранение x86-архитектуры означает, что на планшетах с «интеловскими» процессорами будут запускаться все стандартные Windows-программы (а вот для планшетов с ARM-процессорами от конкурентов Intel приложения придется писать отдельно, и поначалу их будет мало). В общем, плюсы со всех сторон, кроме разве что финансовой: пока что точные цены не объявлены, но у x86-моделей они ожидаются выше, чем у ARM-собратьев.
Получится ли у Microsoft и Intel со второй попытки заставить мир планшетов принять компьютерные правила игры? Это выяснится в конце осени, когда выйдут Windows 8 и планшеты с ней — но попытка в любом случае интересная.