К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Китайский Стив Джобс

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Лей Джуна любят сравнивать со Стивом Джобсом, а его компанию Xiaomi — с Apple. Сможет ли он оправдать сравнение?

Не так много американских предпринимателей наберутся смелости сравнивать себя со Стивом Джобсом. Чтобы найти таких сумашедших, надо отправиться в Китай. Лей Джун, основатель одного из самых горячих местных стартапов Xiaomi, утверждает, что он и есть китайская реинкарнация бывшего главы Apple.

Базирующаяся в Пекине компания Xiaomi выпускает MI-One — мощный смартфон на базе операционной системы Android, собранный на фабриках Qualcomm и продающйся по значительно более низкой цене, чем большинство аналогичных моделей конкурентов. Когда MI-One был анонсирован минувшей осенью, Xiaomi получила около 300 000 предзаказов за 34 часа. Меньше чем за год Лею удалось продать 3 млн устройств. К декабрю эта цифра должна достичь 6 млн. MI-One не просто популярен, он чертовски популярен. И это только начало.

Лею недавно исполнилось 43 года. В прошлом он венчурный инвестор и серийный предприниматель, сегодня — публичное лицо Xiaomi. Как и у Джобса, у него есть свои преданные поклонники — преимущественно молодые китайцы, повернутые на гаджетах. Каждый год Xiaomi устраивает огромную встречу с фанатами, от которой на мили веет религиозной оргией. У микроблога Лея более 4 млн подписчиков, и ежедневно он тратит часы на общение с пользователями через внутренний чат Xiaomi — MiTalk.

 

Первый успех к Лею пришел около восьми лет назад, когда Amazon не пожалел $75 млн на его онлайн-магазин Joyo.com. Спустя три года Лей вывел на биржу антивирусную компанию Kingsoft. Он также вкладывает деньги в производителя популярного мобильного браузера UC Web и создателя видеоприложения YY.com. Лей основал Xiaomi в 2010 году вместе со своим другом Лин Бином, бывшим инженером Microsoft и Google, который сейчас занимает должность президента компании. Главная идея Лея и Лина — субсидировать стоимость самого устройства, заставляя пользователей платить за разнообразные сервисы.

К сравнению с Джобсом глава Xiaomi относится со смесью любви и ненависти. Он признается, что вдохновлялся Джобсом всю жизнь, но при этом отказывается признать очевидное копирование его стиля в одежде. Как следует из слов Лея, постоянные голубые джинсы и черное поло являются рекламой его магазина одежды Vancl. «В начале меня это дико бесило. Но теперь мне все равно», — говорит Лей. Коллеги, впрочем, рассказывают, что основателя Xiaomi по-прежнему можно вывести из себя, называя Лей-Бу-Си (по аналогии с китайским именем Джобса — Кьяо-Бу-Си).

 

«Если бы Джобс жил в Китае, он не смог бы добиться такого же успеха, — уверен Лей, — Джобс был грандиозным перфекционистом, тогда как в нашей культуре предполагается более умеренное отношение к вещам». По его словам, в Китае просто необходимо идти на компромиссы. Многие американские компании неспособны это понять. Достаточно вспоминить Google, которая ретировалась из КНР, столкнувшись с цензурными нападками местного коммунистического правительства.

Так или иначе, очевидно одно: Лей, как и легендарный глава Apple, создает вокруг себя оглушительный шум. Стремительные продажи MI-One на начальном этапе происходили исключительно за счет сарафанного радио — никакой телевизионной или печатной рекламы.

Частично популярность Лея объясняется его публичным конфликтом с CEO производителя антивирусов Qihoo 360 Чжоу Хунвэем. Однажды Чжоу заявил, что Xiaomi зарабатывает на каждом смартфоне по $100, поэтому фанаты, которые верят рассказам Лея о желании зарабатывать не на железе, а на софте, — абсолютные идиоты. Чуть позже Чжоу разболтал журналистам новость о последнем раунде инвестиций в Xiaomi, по итогам которого компанию оценили в $4 млрд. По словам Лея, это правда, но многие инвесторы были крайне недовольны просочившейся информацией о них.

 

Не надо быть гением, что оценить перспективность китайского рынка смартфонов. У ведущего сотового оператора страны China Mobile на конец мая было 677 млн абонентов. Сравните это со 100 млн пользователей крупнейшего оператора США — AT&T. Это меньше, чем у China-China Telecom и China Unicom, двух ближайших преследователей China Mobile. При этом более половины проданных в этом году в Китае мобильных устройств — смартфоны. В следующем году будет три четверти.

Надо также понимать, что доля Xiaomi на рынке ничтожно мала. До конца года в Китае будет продано около 140 млн смартфонов. Таким образом, MI-One будет ответственен всего за 5% от общего количества устройств. Однако одновременно это означает и прекрасные возможности для роста. У Xiaomi есть как минимум одно очевидное преимущество перед более могущественными конкурентами: если iPhone 4S в Китае стоит $790, то MI-One — $320.

Лей тем временем становится все богаче. В июне Xiaomi привлекла $216 млн. Среди инвесторов — Investors include Morningside Group, Qiming Venture Partners, IDG, Temasek и DST Юрия Мильнера. Вся компания, как уже было сказано, в результате была оценена в $4 млрд. Это, на секундочку, больше, чем текущая капитализация производителя BlackBerry, канадской компании Research in Motion. Лей остается самым крупным акционером с долей в 30%. Следовательно, он уже миллиардер.

Чтобы остаться в клубе супербогатых людей, Лею необходимо поддерживать высокий спрос на продукцию Xiaomi и сохранять собственный культовый статус в глазах фанатов. Постоянные сравнения со Стивом Джобсом в данной ситуации идут ему исключительно на пользу. «Китаю просто необходим свой Стив Джобс. Очень многие желают ему успеха», — рассказывает о Лее генеральный директор трейдерской группы Great Wall Club Вен Чу. «Создать в Китае свой собственный Apple будет крайне тяжело, — полагает представитель консалтинговой фирмы RedTech Advisors Майкл Кленден. — Как бы хорошо я ни относился к Лей Джуну, он не Стив Джобс, поэтому у меня нет уверенности, что ему удастся разработать экосистему сервисов и устройств, сравнимую с Apple».

Пока долгосрочной целью Xiaomi является выход на иностранные рынки, как это удалось сделать Huawei и ZTE. Первая попытка должна состояться уже в следующем году. В частности, компания ведет переговоры с европейскими операторами Telefónica и Vodafone — пока, правда, никаких контрактов подписано не было. В Китае Xiaomi продает MI-One через всех местных операторов, однако две трети смартфонов по-прежнему покупаются через ее сайт. По расчетам аналитиков, выручка Xiaomi к концу года должна составить $2 млрд.

 

Сохранить подобные темпы — еще один вызов. Постепенно в Китае появляется все больше небольших производителей мобильных устройств. Цена самых дешевых смартфонов на базе Android и Windows достигает уже $100. Маржинальность бизнеса постепенно снижается. Лей же продолжает настаивать, что его это совершенно не заботит: «Мы никогда не собирались зарабатывать на продажах самих устройств. Поэтому ценовая конкуренция никогда нас не коснется». Смелое утверждение, но это, разумеется, неправда. Снижение цены неизбежно затронет Xiaomi, как и всех остальных.

Очевидно, что Xiaomi предстоит еще долгий путь, прежде чем компания сможет вступить в открытый бой с конкурентами вроде Apple. Но Лей уверен, что однажды этот момент настанет. Если вы ему верите, значит, Xiaomi уже сделала один большой шаг вперед.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+