Стол президента компании «ОрбитаТелеком» Михаила Николаева завален мобильными телефонами — это прототипы будущих моделей, привезенные из китайского Шэньчжэня. У всех — огромные кнопки и яркий монохромный черно-оранжевый экран. Телефоны под маркой Just5 «ОрбитаТелеком» разрабатывает для пожилых людей, но 43-летний Михаил Николаев и сам пользуется таким. «Я же очкарик», — оправдывается он.
Николаев, прежде зарабатывавший поставкой оборудования операторам связи, решил сам попробовать торговать телефонами в 2007 году. Он заказал на китайской фабрике Newplan Enterprises, с которой сотрудничал ранее, партию мобильных телефонов с двумя SIM-картами для рынка Латвии (головной офис «ОрбитыТелеком» расположен именно в этой стране). Затем предприниматель предложил свои услуги «Мегафону», который собирался освоить другой узкий рыночный сегмент — телефоны для пожилых людей — и искал поставщика. В тот момент только Николаев смог быстро предложить несколько вариантов аппарата с возможностью нанесения логотипа, вспоминает начальник отдела развития каналов продаж «Мегафона» Олег Прокопчук. В «Мегафоне» выбрали CP09 — широкий белый аппарат с огромными квадратными кнопками и непривычно маленьким черно-белым экраном — впрочем, цифры на нем все равно заметнее, чем на большинстве других моделей. В телефоне еще есть радио и фонарик. «Фишка» — большая кнопка SOS на тыльной стороне. Если на нее нажать, телефон издает громкий пронзительный сигнал, отправляет SMS на заранее определенный номер с просьбой о помощи, а затем начинает дозваниваться по тому же телефону. Чтобы аккумуляторы работали дольше, вибровызова в аппарате нет.
В продажу модель CP09 поступила осенью прошлого года — одновременно в Латвии под маркой «50+», в салонах «Мегафона» под маркой «Мегафон» и в московской розничной сети электроники «Ион» под маркой CP09, позже начались продажи и в салонах «Билайна». Внутри упаковки маркетологи «Мегафона» написали: «Социальный телефон». Это до сих пор раздражает Николаева, который на собственных упаковках пишет: «Телефон с большими кнопками». (При цене прошлой осенью минимум 3500 рублей телефон нельзя было назвать социальным, объясняет предприниматель.) Он не говорит, сколько зарабатывает на каждом телефоне, но, по расчетам аналитиков, аппарат такого класса обходится российскому оптовому заказчику после доставки и таможни в $33. Сейчас товарный знак «ОрбитыТелеком» — оранжевая пятиконечная «клякса» — ставится даже на те телефоны, которые продают под своими брендами «Мегафон» и «Вымпелком».
В сети «Ион» это самые продаваемые телефоны в ценовом диапазоне 2500–7000 рублей, говорит директор по маркетингу сети Вилли Крючков. Главный исполнительный директор Х5 Retail Group Лев Хасис рассказал Forbes, что наткнулся на Just5, когда искал подарок своей матери. По словам Крючкова, аппараты покупают не только в подарок родителям, но и для себя: телефон понравился молодежи, чему свидетельство — высокие продажи аппаратов с белым корпусом и яркой оранжевой или красной клавиатурой. CP09 в начале этого года получил престижные европейские награды в области промышленного дизайна iF и Red Dot. Неожиданно популярной оказалась модель и у байкеров: большие клавиши легко нажимать в перчатках. С «мегафоновским» CP09 ходит известный музыкальный журналист Артемий Троицкий. «Он очень удобный и забавно выглядит: огромные кнопки с большими цифрами, на дисплее цифры большие, есть фонарик, ни на одном телефоне такого не видел», — объясняет Троицкий.
В конце прошлого года «ОрбитаТелеком» и китайский Newplan поделили рынки, на которых они занимаются продажами телефонов: «ОрбитеТелеком» достались Россия и экс-СССР, часть Европы, США и Латинская Америка, китайской компании — родной рынок, другие страны Азии и Африка. Впрочем, бизнес Newplan и «ОрбитыТелеком» нельзя назвать раздельным: компании сейчас находятся в процессе создания совместного предприятия (о параметрах сделки Николаев говорить отказался).
На китайском рынке Newplan продал с начала минувшей осени около 350 000 аппаратов, «ОрбитаТелеком» — больше 40 000 в России и около 200 000 — в Европе. Это позволяет оценить выручку компании Николаева более чем в $20 млн (сам бизнесмен не раскрывает финансовых показателей компании). Партнеры готовятся вывести на рынок новую модель CP11 — она похожа на CP09, но, если нажать на две симметричные кнопки на торцевых поверхностях телефона, вверх, как лезвие пружинного ножа, «выпрыгивает» экран площадью втрое больше. На очереди — телефон с прозрачным корпусом для детей и телефон-открывалка бутылок, обещает Николаев.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин говорит, что Николаев снимает сливки — еще год назад на рынке не было других аппаратов с большими кнопками, поэтому «ОрбитаТелеком» позволила себе поставить на них высокую цену. По словам Николаева, телефоны родителям в подарок покупают дети, а они не экономят. Как-то раз компания провела эксперимент: в одном из магазинов выставили цену на телефон вдвое ниже обычной. Продажи, говорит Николаев, упали на порядок, поскольку люди думали, что им предлагают некачественный товар.