К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как сообщество Thingiverse устраивает революцию в 3D-печати

фото REUTERS 2012
фото REUTERS 2012
С сайта можно скачать десятки тысяч различных моделей для печати, включая компоненты оружия

Когда владельцам 3D-принтера Makerbot нужны пуговицы для рубашки или коллектор для всасывания холодного воздуха для Porsche 928, они не достают швейный набор и не звонят в немецкую мастерскую. Вместо этого они включают свой принтер и скачивают нужный макет из интернета.

В сентябре нью-йоркская фирма Makerbot начала продавать свою самую новую модель 3D-принтера Replicator 2 за $2200. Эта машина буквально прядет ультратонкими слоями горячего пластика и превращает программные модели в детализированные объекты так же просто, как традиционные принтеры превращают документы Word в страницы с чернильными строчками. Уже продано почти 2000 Replicator 2, которые вместе с проданными ранее 13 000 аппаратами делают Makerbot самой успешной компанией, специализирующейся на частной 3D-печати.

 

Одной из составляющей успеха Makerbot был и остается сайт Thingiverse — эта онлайн-коллекция моделей охватывает все, что только пользователь может себе представить. Каждый покупатель принтера Makerbot получает возможность скачать и распечатать любой из 25 000 эскизов Thingiverse. И каждый новый макет на сайте повышает привлекательность уже проданных машин. Один пользователь загрузил более 230 лиц, сканированных с помощью приставки Xbox Kinect. Три пользователя загрузили обручальные кольца (и все трое утверждают, что на их предложения ответили согласием). «Таким образом пользователи вдохновляют и вдохновляются: владельцы принтеров Makerbot становятся суперзвездами, — говорит основатель компании Бри Петтис, рокабили-гик с седыми волосами и очками в толстой оправе. — Это очень важный гаджет для креативных людей, и подобных устройств еще не было».

7 ноября Thingiverse перезапустился с более эффектным пользовательским интерфейсом и с расширенными социальными приложениями. Но даже до редизайна сайта количество скачиваний макетов удвоилось с начала года, добравшись до 8,5 млн загрузок. Это помогло компании Makerbot привлечь $10 млн от Foundry Partners, основателя Amazon Джеффа Безоса и других инвесторов.

 

Makerbot могла легко использовать преимущества сообщества Thingiverse, чтобы выжать конкурентов, таких как Stratasys или бесплатный проект RepRap. Вместо этого компания предоставила место на сайте даже несовместимым с принтерами Makerbot макетам. «Мы оставляем Thingiverse открытым, потому что так правильно, — говорит Петтис. — Все конкуренты Makerbot будут создавать и делиться макетами на Thingiverse, и нашему сообществу это только на пользу».

Рынок 3D-печати сейчас в зародыше: согласно Deloitte, годовые продажи индустрии не превышают $200 млн, но ожидается, что эта цифра как минимум удвоится в следующие несколько лет. И сайты, подобные Thingiverse, являются ключевым фактором в превращении 3D-принтеров из устройств для узкой группы элитных потребителей в мейнстрим, — утверждает аналитик Deloitte Дункан Стюарт.

Однако мечты Петтиса об абсолютной открытости могут развеяться. Если быстро пробежаться по Thingiverse, то не трудно заметить множество макетов, использующие зарегистрированные товарные знаки, например, шлем «Железного человека» или фигурки героев «Звездных войн» и видеоигры Doom. Сайту уже пришлось удалить из каталога несколько макетов, которые попали под действие «Закона об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA). Thingiverse может грозить судебное разбирательство в отношении контрафактного контента, который загружают его пользователи, но компания Makerbot старается избегать цензуры контента, пока это возможно. «Сейчас хорошее время, — говорит Петтис. — Макеты пока не зарегулированы авторским законодательством».

 

Поэтому самые большие проблемы Thingiverse отнюдь не юридического, а этического характера. Несмотря на пункт в условиях пользования сообщества, запрещающий загрузку любого макета, который «относится к созданию оружия, нелегальных материалов или  является предосудительным», на сайте достаточно макетов, нарушающих правила: ключи для наручников, реалистичные игрушечные пистолеты или компоненты оружия, которые можно дополнить заказанными по почте частями и собрать полуавтоматическую винтовку AR-15. Одна группа энтузиастов, которая называет себя Defense Distributed, надеется создать макет пистолета, способного стрелять пулями 22-го калибра, а затем загрузить модель на Thingiverse.

Петтис относится к появлению подобных объектов на сайте как к неизбежности, которую сложно контролировать. «Тайное стало явным (игра слов, в оригинале: The cat is out of the bag), — написал он в своем блоге в прошлом году, комментируя наличие компонентов оружия на сайте. — И этого котика можно вооружить пушкой, собранной из распечатанных деталей».

Другие компании 3D-печати не столь либеральны. Shapeways, голландская фирма, изготовляющая объекты по заказам пользователей, отказывается печатать реплику пистолета, длина которого более 10 сантиметров. Производитель 3D-принтеров Stratasys пошел дальше — изъял принтер, который арендовала группа Defense Distributed — когда узнал, что они собирались печатать с его помощью.

Если спросить Петтиса напрямую про наличие спорных объектов на Thingiverse, он напрягается: «Я не Большой Брат. Мы ведь живем в Америке». И переадресует вопрос Майклу Уайнбергу, юристу некоммерческой организации Public Knowledge, который пишет статьи по цифровому праву и 3D-печати. Уайнберг соглашается, что Thingiverse необходимо прояснить, от каких объектов сайт точно откажется в будущем, но на столь ранней стадии развития индустрии еще не время устанавливать какие-то правила. «Сегодня сложно провести прямую линию, которая останется прямой хотя бы на полгода вперед», — резюмирует Уайнберг.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+