«Facebook захватил почти весь мир, но я уверен, что мы отстоим родину»
Forbes продолжает публиковать интервью с известными российскими интернет-предпринимателями и специалистами. На этот раз о переломе тенденции в развитии «Одноклассников», о монетизации проекта и его новых сервисах, о том, выстоят ли деловые соцсети под давлением «общечеловеческих», о пользе сочетания математического и бизнес-образования и о том, правильным ли шагом было продать «Мой круг» компании «Яндекс», рассказывает вице-президент Mail.ru Group, руководитель«Одноклассников» Илья Широков.
Полную аудиоверсию интервью можно послушать на сайте программы «Рунетология».
Максим Спиридонов: Сегодня мы будем говорить о социальных сетях. Еще недавно они если и вошли в наш быт, то были уделом интернетчиков. Сегодня социальные сети — нормальная реалия для обычного человека, для молодого человека — на сто процентов. Шутки об «Одноклассниках» и «ВКонтакте» — барометр того, что они вошли в реальную жизнь и стали так же естественны, как телефон и телевизор. В нашем ландшафте есть несколько заметных игроков, они конкурируют между собой. Еще недавно казалось, что окончательно сформулировано представление о том, что же такое социальная сеть в России, кто на каком месте, у кого какие перспективы. «ВКонтакте» хоть и был клоном известнейшей социальной сети в мире — Facebook, но в Рунете смог найти свои отправные точки и стать лидирующей сетью. «Одноклассники» в недалеком прошлом, взяв внимание аудитории, стали резко сдавать, и казалось, что эту тенденцию не остановить. Однако сегодня, как мне видится, многое меняется. В жизнь российского интернета активно входят Twitter, Facebook, деловые сети, например LinkedIn, и проект «Одноклассники», совершив удивительный маневр, в последние месяцы вдруг заявил о себе как о живом бойце. Сегодня у нас в гостях вице-президент Mail.ru Group, руководитель «Одноклассников» Илья Широков. Илья, «Одноклассники» обгонят по посещаемости «ВКонтакте»?
Илья Широков: Мы будем делать все возможное, чтобы этого достичь как можно скорее.
— Ты считаешь реальной такую возможность?
— Конечно. Если смотреть на открытую статистику счетчика Liveinternet, то за последнее время наше отставание сократилось вдвое и на данный момент составляет лишь 20%. У нас дневная посещаемость — около 20 млн человек, у «ВКонтакте» — примерно 25 млн человек. Совсем недавно это отставание было на уровне около 40%.
— У вас примерно 62 млн аккаунтов, а у «ВКонтакте» больше 100 млн?
— Это неправильная информация. Дело в том, что есть два типа аккаунтов. Есть просто регистрация, когда человек указал e-mail, но не подтвердил его либо не подтвердил номер телефона, а есть активированные регистрации. Мы всегда оглашали цифру активированных регистраций, и этот показатель совсем недавно превысил 70 млн. Однако если смотреть на чистые регистрации, на тех пользователей, которые по тем или иным причинам не активировали себя, то таких у нас больше 99 млн.
— Ты согласен с тем, что в какой-то момент в сознании массового интернет-пользователя появилась мысль, что «Одноклассники» остались в прошлом, что они падают? Тем не менее в августе прошлого года произошло возвращение, случился перелом тенденции, и вы стали набирать упущенное. С чем было связано ваше падение? С чем связан ваш рост?
— Бессмысленно отрицать, что в какой-то момент «Одноклассники» стали сдавать свои позиции. Действительно, ситуация была довольно тяжелой. Когда я пришел в компанию в марте прошлого года, я думал, что сделать что-то будет практически невозможно. В мировой практике до сих пор не было ни одного успешного примера, когда социальная сеть, которая потеряла лидерские позиции, смогла бы переломить тренд и пойти наверх. Если посмотреть на все неуспешные примеры, то, потеряв позиции, соцсети только ускоряли падение. Однако нам, как ты правильно заметил, удалось переломить эту тенденцию благодаря многим вещам. Мы активно работали над тем, чтобы ту команду, которая занималась сайтом, существенно усилить. Во-первых, мы открыли два дополнительных офиса разработки, наняли много талантливых людей. Во-вторых, мы работали над тем, чтобы научить команду работать более эффективно. Все это начало приносить плоды примерно через полгода после того, как я пришел в компанию. В августе, когда люди стали возвращаться из отпусков, они заметили, что сайт сильно меняется, и им это понравилось.
— У тебя карт-бланш в проекте?
— У меня карт-бланш: я полностью руковожу проектом и могу производить любые изменения, однако некоторые изменения в аудитории были заложены до того, как я пришел. Например, система быстрых сообщений была сделана раньше, но нам удалось ее немного докрутить до такого состояния, чтобы люди стали посылать гораздо больше сообщений.
— Как ты пришел в интернет? Что было твоим первым более или менее заметным проектом?
— Я в интернет попал совершенно случайно. В тот момент, в 2004 году, это было совсем немодно. Большинство было скептически настроено к тому, что в интернете можно зарабатывать деньги. Со мной случилась очень интересная история: после РЭШ все грезили финансами, консалтингом, и я поддался этой мании и пробовал себя в консалтинге и финансах, но не мог найти себя, мне это не нравилось. Часто я бросал работу, потом устраивался в новую компанию. Мы в РЭШ любили играть в «шведские шахматы», они интереснее, чем обычные. Я собрал команду выпускников РЭШ летом 2004 года, и один из них сказал мне, что он пробовал себя в интернете, что у него есть человек, который активно инвестирует в интернет, а я на тот момент как раз думал, чем бы мне заняться дальше. Мы с этим человеком поговорили, понравились друг другу и стали делать проект IT-People.ru — сайт по поиску работы для IT-профессионалов. В социальные сети мы попали совершенно случайно. В ту пору в экономике царил бум, вакансий было очень много, все пытались найти себе хороших сотрудников, но резюме никто не оставлял, а для нас, чтобы стать заметным ресурсом, важнейшим было привлечение большой базы резюме. На тот момент, как, впрочем, и сейчас, HeadHunter был лидером. Мы посчитали, что у них миллион резюме. Если бы мы использовали правильно все маркетинговые каналы, то стоимость привлечения одного резюме составляла бы один доллар, то есть нам нужен был миллион долларов для того, чтобы создать базу, сопоставимую с HeadHunter. У нас таких денег не было, а на тот момент только появлялись социальные сети, никто еще не знал, что с ними будет, и нам показалось интересным их использование для создания базы резюме. Люди заходят, начинают искать своих друзей, коллег, одноклассников, указывают место учебы и работы, профессиональные интересы, и совсем незаметно получается резюме, которое, как мы тогда думали, будет представлять большой интерес для работодателя. Так мы и стали делать «Мой круг», для того чтобы помочь проекту IT-People.ru. Мы его запускали в ноябре 2005 года, он быстро пошел вверх и стал пользоваться популярностью среди IT-специалистов, потому что они всегда были первопроходцами в подобного рода сервисах. Тогда мы бросили заниматься сайтом IT-People.ru и перевели все свои ресурсы на «Мой круг».
— Как скоро вы начали получать предложения о вхождении инвесторов или о полной продаже?
— В первую же неделю после запуска. Нам позвонила одна известная компания, предложила купить нас за достаточно скромную сумму и сказала, что если мы откажемся, то у них есть 60 программистов, которые сделают все гораздо лучше, и $5 млн на рекламу, и нам не жить. Мы тогда сильно испугались. Это было в конце 2005 года, мы стали работать с утра до ночи. Многие отменили новогодние каникулы, чтобы подготовиться к контрудару, и с тех пор наши конкуренты запускались с периодичностью раз в месяц. В январе — проект Webby, в феврале — «Мир тесен», в марте — «Одноклассники» и так далее.
— Ты не жалеешь, что вы не взяли направление общей социальной сети, а не строго деловой?
— Сейчас я думаю, что это было самой большой ошибкой в моей профессиональной карьере. Если бы мы тогда поняли, что развлекательные социальные сети будут на порядок более популярными, чем профессиональные, то вряд ли сейчас существовали бы сайты типа «ВКонтакте» или «Одноклассники». Эта тенденция видна на примере LinkedIn и Facebook. Несмотря на то что мы давно не занимаемся «Моим кругом» и «Яндекс» его забросил, он продолжает сохранять абсолютное лидерство в профессиональной сфере, особенно среди IT-специалистов.
— Какой ты видишь перспективу деловых социальных сетей в Рунете и в мире? Они выживут под напором Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассников»?
— Им будем тяжело. Они наверняка найдут свою нишу, смогут занять сферу, которая связана с профессией и работой, но очевидно, что они никогда не станут такими же большими, как традиционные социальные сети. Скорее всего, традиционные социальные сети будут немного теснить профессиональные. На данный момент мы находимся на рынке, который очень быстро растет, поэтому медленного наезда традиционных социальных сетей на профессиональные не видно, все быстро растут. Когда все дорастут до предела, я думаю, это будет заметно.
— В «Моем круге» вы всерьез рассматривали чьи-либо предложения, помимо «Яндекса», или он был вне конкуренции?
— Было много предложений от известных компаний, помимо «Яндекса», были предложения от инвесторов, но в тот момент мне пришло приглашение из Стэнфорда, и я понял, что это будет важным шагом в моей карьере, поэтому мы решили, что «Яндекс» выглядит наиболее интересной кандидатурой за счет своей команды. Мы были уверены, что отдаем проект в надежные руки.
— Ты доволен тем, как сегодня развивается проект в «Яндексе»? Тебе все равно?
— Нет, мне не все равно. Я уже несколько раз сам и с партнерами предлагал выкупить этот проект обратно, но каждый раз мы получали отказ.
— То есть ты недоволен тем, как он развивается внутри «Яндекса»?
— Я верю в то, что у этого проекта могло бы быть гораздо более радужное будущее.
— Даже сегодня, когда деловые социальные сети проигрывают и будут проигрывать «общечеловеческим»?
— Да, но все равно есть паритет. Если посмотреть на разные статистики, то обычно этот паритет 1:7, 1:8. «Общечеловеческие» социальные сети развиваются очень быстро, а «Мой круг» завис на каком-то этапе и с тех пор не развивается.
— С чем это связано, как ты думаешь? Нельзя сказать, что у «Яндекса» не хватает ресурсов. Они бы могли создать какое-то подразделение, призвать компетентных и мотивированных людей.
— Я не готов комментировать ситуацию внутри «Яндекса», но факт остается фактом. Для «Яндекса» главным приоритетом остается поиск, а коммуникационные проекты, коим является «Мой круг», второстепенны. В поиске, которому они посвящают все свободное время, у них все получается.
— Как тебе кажется, российские социальные сети будут доминировать в Рунете в перспективе пяти-семи лет или, как и во многих странах, Facebook, Twitter и LinkedIn возьмут верх?
— Я более или менее уверен, что мы сможем отстоять родину. Facebook захватил практически все страны мира, но мы оказали ему достойное сопротивление. По статистике, последний месяц Facebook не растет, даже немного падает в России. Вопрос, насколько эта статистика адекватна, но это единственный инструмент из тех, что есть у нас под рукой, которому хоть как-то можно доверять. Россия — это очень интересный рынок, потому что ни одна западная интернет-компания не смогла добиться на нем доминирующих позиций. С точки зрения коммуникационных сервисов у нас есть Mail.ru Group со своими ICQ, «Агентом», почтой. С точки зрения поиска есть «Яндекс». PayPal, eBay в России не представлены. Я уверен, что и в социальных сетях мы сможем продолжить добрую традицию русской инженерной школы.
— Кто сейчас главный конкурент «Одноклассников»?
— «ВКонтакте», на втором месте Facebook.
— C кем больше приходится бороться за аудиторию? С «ВКонтакте»?
— На данный момент да. Facebook маленький, поэтому мы не видим борьбы с ними. С «ВКонтакте» у нас получилась интересная ситуация. Мы некоторым образом разделили аудиторию. Примерно 70-80% нашей аудитории используют обе социальные сети. Если посмотреть на различные отчеты, то все они показывают на огромное пересечение аудитории. Это означает, что люди используют две социальные сети: утром зайдут в одну, вечером в другую. Так получилось, что у кого-то половина друзей сидит в одной социальной сети, другая половина — во второй.
— Есть версия, что перед IPO Mail.ru Group стал активно закачивать «Одноклассников» трафиком и именно это стало причиной перелома тенденции. Как было на самом деле?
— Это абсолютная неправда. Можно взглянуть на открытый счетчик Liveinternet. Мы специально открыли статистику для того, чтобы каждый мог зайти и посмотреть все источники трафика. Вы можете прямо сейчас зайти и убедиться, что никакого налива трафика никогда не было и на данный момент нет.
— А что является главным источником трафика для «Одноклассников»?
— Люди просто набирают в браузерной строчке Odnoklassniki.ru, кто-то забил страницу себе в закладки. Я не помню точные цифры, но, если не ошибаюсь, 80-90% трафика приходит таким образом. У нас стоит мало ссылок, для нас бессмысленно партнерство с другими сайтами. Главное, чем мы привлекаем пользователей, — то, что мы предлагаем им удобные функции, возможность комфортного общения со своими друзьями, знакомыми, родными в интернете.
— Ты согласен с тем, что обычно говорят об аудитории социальных сетей в Рунете? С тем, что «ВКонтакте» — это дети, подростки, молодежь и малоплатежеспособная аудитория, Facebook — околоэлитарная тусовка, более взрослые люди с высшим образованием, во многом перекочевавшая из ранее считавшегося элитарным ЖЖ? Сейчас он менее элитарен, об этом тоже часто говорят. В «Одноклассниках» — более возрастная аудитория?
— Нет, не согласен. К нам на сайт каждый день заходят 20 млн человек. 20 млн человек — огромная цифра для русскоязычного интернета. Если вы посмотрите на общедоступную статистику, то увидите, что наша аудитория и аудитория «ВКонтакте» очень похожа. Ядро аудитории похоже (25-35 лет), но у нас действительно чуть больше людей в возрасте 35+, а у «ВКонтакте» чуть больше школьников.
— Ты не считаешь, что у вас более возрастная аудитория? Ты не считаешь, что она менее подвижная?
— У нас есть пользователи более высокой возрастной категории, у нас их больше, чем в других социальных сетях, но ядро — это люди 25-35 лет. У меня нет статистики перед глазами, но их около 50-60%. Эта цифра очень похожа на ядро других социальных сетей. У нас есть возрастные пользователи, которых у них совсем нет, у них есть школьники, которых у нас совсем нет. Я бы сказал, что это штрихи к общему портрету.
— За счет чего у вас происходит рост? В августе произошел перелом тенденции, и вы стали расти. Сейчас рост наблюдается?
— Да, рост продолжается. Сейчас во всем интернете начинается сезонный спад: лето, период отпусков, люди уезжают, больше времени проводят на улице. Май — время спада для всего русскоязычного интернета. Дата X — 10 апреля, после которой во всем русскоязычном интернете год за годом начинался спад. В этом году рост продолжался до мая, и только сейчас наметилась тенденция к снижению. Оно идет гораздо медленнее, чем в прошлом году, и гораздо медленнее, чем в целом по интернету. Ничего сверхъестественного в этом нет, мы просто наблюдаем сезонность.
— На сколько вы вырастаете в месяц?
— Мы оценивали, но у меня под рукой нет этих цифр. Опять же нельзя просто сравнивать месяц к месяцу. Начиная с конца августа во всем русском интернете намечается огромный рост, он идет примерно до марта, в апреле замедляется, и в мае начинается падение. Что касается нашего роста за июнь по отношению к маю, то эта цифра не очень большая, скорее всего, мы стоим на месте. Надо сравнивать этот год с прошлым. Эти цифры у меня есть. Согласно статистике Liveinternet, мы по дневной аудитории выросли примерно в два раза: в прошлом году было 10 млн, сейчас — около 20 млн.
— Точки роста аудитории сегодня в Рунете — это прежде всего возрастная публика, то есть 45+, потому что молодежь в интернете уже давно. Сегодня Рунет дозаливается в первую очередь за счет мам, пап, бабушек и дедушек. Если они приходят в интернет и, согласно исследованиям, большая часть из них считает, что главный бренд Рунета — «Одноклассники», то получается, что вас ожидает новый приток.
— Мы это знаем. Я бы даже добавил, что сейчас основной приток идет в возрастной группе 30-35+. Мы видим его в первую очередь в регионах. Наконец-то дешевый интернет приходит туда, где раньше он был чрезвычайно медленным и дорогим. Все эти люди знают наш бренд. Мы на нашем сайте для регистрации не требуем ввода e-mail, и, когда это требование появляется, количество регистраций мгновенно падает в десятки раз. Это нам дает верный знак того, что многие люди, которые сейчас регистрируются, вообще не знают, что такое e-mail, для них социальная сеть является единственным способом коммуникации. Таким образом, те люди, которые сейчас приходят в интернет, мгновенно минуют этот шаг и общаются исключительно в социальных сетях.
— Когда в 2009 году на «Одноклассниках» вводилась платная регистрация и платные функции, был очень негативный фон, было много отрицательных отзывов. Ты, придя в «Одноклассники», многие вещи по части монетизации видоизменил. В частности, ты убрал платную регистрацию, которая, по моим данным, приносила до 12% дохода. Было ли это решение верным? Каковы главные источники монетизации? Как проект существует в качестве бизнеса?
— Безусловно, мое решение было верным. Если бы мы не отменили платную регистрацию, мы бы так быстро не росли.
— Вы отказались от платной регистрации, от ряда функций, которые раздражали пользователя. Как вы теперь зарабатываете?
— Мы выкинули практически все, что раздражает пользователей, оставили буквально одну-две платные функции, имеющие вид дополнительной возможности, которой обычно нет в других местах.
— На чем вы сейчас зарабатываете? На приложениях?
— У нас несколько источников дохода. Во-первых, это реклама. Во-вторых, у нас осталось несколько платных сервисов, например подарки. Люди их используют для того, чтобы оказать кому-то внимание, чтобы девушке, с которой они знакомятся, не просто сказать: «Привет, как дела? », а подарить виртуальный букет цветов. В-третьих, у нас есть игры и игровая платформа, которая развивается очень динамично. Мы запустили ее всего год назад, и, когда мы ее запускали, ходили разговоры: «Куда «Одноклассники» лезут? Зачем?» Это было первым моим большим проектом в компании. Мы сфокусировали 90% всех ресурсов на том, чтобы очень быстро запустить эту платформу, и запустили ее где-то за месяц. Сейчас, по моим данным, наша платформа — самая большая в Рунете, мы обогнали все социальные сети в России по объему рынка.
— Последние нововведения, связанные с музыкой, видеозвонками, пользуются популярностью? К чему вы все ведете? К тому, чтобы сделать «интернет в интернете»?
— Мы не стремимся завернуть все в себя и не выпускать пользователя из социальной сети. Мы руководствуемся очень простыми рассуждениями. В интернете сейчас появились реальные люди, а не IP-адреса. Это привело к революции использования традиционных сервисов. Не секрет, что социальные сети за год убили все фотохостинги, так как люди вдруг поняли, что смотреть фотки в социальной сети гораздо удобнее, чем на фотохостинге: можно просто залить фотку, и она сразу будет видна всем друзьям. С точки зрения коммуникаций все неожиданно поняли, что общаться в социальных сетях гораздо удобнее, чем в чатах, по e-mail и посредством других сервисов. Мы сейчас видим эту революцию, она продолжает менять все самые большие сегменты в интернете. Мы внутри себя периодически проводим анализ того, что можем сделать в сфере коммуникаций, потому что это то, что в первую очередь развивает социальную сеть. Поэтому мы сделали видеочат. Мы, кстати, сделали его первыми среди всех социальных сетей, а возможно, и первыми в мире. До этого никто не мог сделать видеочат с хорошим качеством звука на Flash. Это значит, что пользователю не нужно устанавливать никакого дополнительного оборудования, дополнительных программ, надо просто нажать кнопку «Позвонить» и начать разговаривать с человеком на другом конце. При этом качество звука будет хорошим, без шумов, эха. Мы первые, кому это удалось сделать в браузере, в этом нам помогли очень талантливые инженеры, которых нам удалось нанять совсем недавно. Если говорить об аудио и видео, то с точки зрения нашей внутренней статистики люди просматривают видео в разы, если не на порядок больше из ленты событий. Люди смотрят видео только тогда, когда это видео порекомендует кто-то из их друзей. Когда мы это заметили, мы поняли, что им нужно давать дополнительные возможности для того, чтобы смотреть видео и делиться этим видео с друзьями, поэтому и запустили сервис.
— Сколько сейчас человек работает над сетью?
— Около 30 программистов, всего около 100 человек.
— Ты доволен скоростью внедрения новых сервисов?
— Я всегда хочу все делать быстрее и лучше. Если бы я когда-то стал довольным, мне было бы пора уходить с работы, и руководителю компании Mail.ru Group нужно было бы искать нового руководителя, у которого есть шило в одном месте.
— Какие есть планы из тех, что можно раскрыть? Появится что-то большое, что призвано продвинуть сеть дальше?
— Мы стараемся не раскрывать наши планы. Внимательно следите за тем, что мы делаем в коммуникациях. У нас масса идей, как сделать общение людей еще более простым и удобным. Есть сервис «Музыка», который мы только что запустили, и у нас есть масса идей, как сделать его самым удобным сервисом. Видеозвонки, которые мы также запустили недавно, тоже будут меняться, у нас очень много планов и на этот счет.