Новости об авиакатастрофе в Карелии начали поступать сразу после полуночи во вторник, 21 июня. Сообщалось, что пассажирский самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр», выполнявший рейс Москва — Петрозаводск, совершил жесткую посадку на параллельной посадочной полосе автостраде. Ударившись о землю, лайнер начал разваливаться на части. Потом произошел взрыв.
По последним данным, на борту самолета находились 52 человека, включая девять членов экипажа. Спастись удалось восьмерым, в тяжелом состоянии они были доставлены в ближайший госпиталь. Как ожидается, в скором времени шестерых из них транспортируют в московские больницы для дальнейшего лечения. Полный список погибших и пострадавших ранее был опубликован на сайте МЧС.
В списке пассажиров есть четыре иностранца (один гражданин Швеции, один — Нидерландов и двое граждан Украины). Кроме того, семья Симановых из четырех человек имела вместе с российским и гражданство США. Все они, по предварительным данным, не выжили. Среди жертв катастрофы значится и известный футбольный судья Владимир Петтай. Также в списке погибших оказались руководители ОКБ «Гидропресс», входящего в концерн «Росатом», — директор — генеральный конструктор ОКБ Сергей Рыжов, замдиректора — главный конструктор Геннадий Банюк и главный конструктор — начальник отделения Николай Трунов. Вместе с ними в Петрозаводск летел и главный технолог нижегородского ОКБМ им. Африкантова Андрей Трофимов. Специалисты направлялись на ЗАО «Петрозаводскмаш».
Согласно распоряжению главы Карелии Андрея Нелидова, родственники погибших и пострадавших получат денежную компенсацию — 1 млн рублей и 500 000 рублей соответственно. Кроме того, пассажиры и экипаж были застрахованы компанией «АльфаСтрахование».
Представитель «РусЭйр» заявил «Интерфаксу», что вероятной причиной авиакатастрофы могло стать отключение подсветки взлетно-посадочной полосы. Впрочем, отключение сигнальных огней могло быть не причиной, а следствием катастрофы. Так, в разговоре с ИТАР-ТАСС председатель Комитета по жизнеобеспечению деятельности и безопасности населения Карелии Николай Федотов заметил, что снижающийся лайнер мог случайно зацепиться за ЛЭП и оборвать провода.
Эту теорию подтверждают и в Росавиации. «Установлено, что самолет начал преждевременное снижение по неустановленным причинам. Причиной того, что инфраструктура аэропорта временно отключилась, стало то, что самолет при падении задел ЛЭП, питающую аэродром», — подчеркнули в ведомостве.
По словам главы федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) Сергея Ковалева, маловероятно, что причиной авиакатастрофы стала ошибка авиадиспетчеров. Сайт Lifenews.ru утверждает, что поговорил с Сергеем Шматковым, диспетчером аэродрома Бесовец, который вел с земли разбившийся рейс. «Я несколько раз попросил командира Федорова (капитан самолета) уйти на второй круг. Плохая видимость из-за густого тумана — всего 2100 м, темнота, сложная погода! Но Федоров ответил, что будет сажать самолет вручную, на свой страх и риск», — сказал порталу Шматков, резюмировав, что катастрофа стала результатом ошибки пилота.
Шматкова поддержал вице-премьер РФ Сергей Иванов, курирующий в правительстве транспорт: «Я не хочу предвосхищать следствие и все прочее, но по первым таким внешним данным очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он до последнего искал полосу визуально, не увидел, и вот произошло то, что произошло». По словам Иванова, по сценарию произошедшее напоминает катастрофу Ту-154 под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский.
По факту аварии возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта). «Следствие рассматривает несколько версий авиакатастрофы: человеческий фактор, то есть ошибку пилота или наземных служб аэропорта, сложные метеоусловия, а также технические неисправности воздушного судна или оборудования аэропорта и др.», — сообщил «Интерфаксу» официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
«Самолет был исправен и заправлен топливом под завязку. Главный вопрос, который предстоит выяснить комиссии по расследованию причин катастрофы, почему Ту-134 начал приземление не на взлетно-посадочную полосу, а на автомагистраль», — говорили рано утром в «РусЭйр». С тех пор новых комментариев от компании не поступало.
На официальном сайте «РусЭйр» сказано, что авиакомпания специализируется на VIP-перевозках. Информации о разбившемся самолете на сайте «РусЭйр» нет. Однако, согласно данным портала Russianplanes.net, самолет Ту-134 с бортовым номером RA-65691 выполнял рейс в Карелию в интересах авиакомпании «РусЛайн» в качестве подмены ее самолета Bombardier CRJ-200.
В «РусЛайне» пояснили, что передача пассажиров была связана с ростом сезонного пассажиропотока на маршруте Москва — Петрозаводск. Компания приняла решение об увеличении количества посадочных мест с 50 до 66. «Компоновка мест в самолете Bombardier CRJ-200 не подходит, и было принято решение передать пассажиров другой авиакомпании», — уточнил представитель перевозчика.
В Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация) заявили, что начали проверку «РусЭйр». «Проверка авиакомпании начата. Решение о лишении перевозчика сертификата эксплуатанта будет зависеть от результатов проверки», — цитирует представителя Росавиации РИА Новости.
Также на Russianplanes.net сказано, что разбившийся Ту-134 был введен в эксплуатацию 31 год назад — 7 мая 1980 года. За это время его налет составил 40 000 часов. Первые четыре года борт принадлежал «Аэрофлоту» и летал в 235-м отдельном правительственном отряде, а затем девять лет — в Северокавказском управлении гражданской авиации. С 1993-го по 2000 год самолет находился в эксплуатации «Авиалиний Татарстана». С марта этого года эксплуатировался авиакомпанией «РусЭйр».
На сайте aгентства «Безопасность полетов» можно узнать подробные сведения об истории разбившегося Ту-134А, посмотреть детальные схемы аэродрома.