Forbes продолжает публиковать интервью с известными российскими интернет-предпринимателями и специалистами. На этот раз о разнице между блогом и электронным журналом, о том, кто является основной аудиторией блога, как закрепиться на первом месте в рейтинге блогов, как удержать посетителя и как монетизировать проект, рассказывает владелец Bigpicture.ru (блог №1 по версии «Яндекс.Блоги») Сергей Барышников.
Полную аудиоверсию интервью можно послушать на сайте программы «Рунетология».
Максим Спиридонов: Несколько лет с большей или меньшей степенью настойчивости поговаривают о том, что роль блогов в интернет-отрасли растет, что вот-вот они вообще станут играть чуть ли не доминирующую роль в Рунете. Однако проходят годы, а блоги так и не становятся массовым увлечением. Нет, они, конечно, растут и по посещаемости, и по авторитетности, появляются и уходят новые лидеры, но в сравнении, например, с соцсетями или даже микроблогами, прежде всего Twitter, традиционные блоги все-таки проигрывают и остаются несколько на периферии, даже в каком-то смысле являются элитарным занятием и чтивом. Поговорить о блогах сегодня и завтра мы пригласили владельца проекта «Новости в фотографиях» — Bigpicture.ru — Сергея Барышникова. Напомню, что, согласно «Яндексу», блог занимает первое место. Сергей, насколько сильно, на твой взгляд, блог отличается от электронного журнала? И есть ли вообще отличия?
Сергей Барышников: Грань между блогом и электронным журналом расплывчатая. Как ни странно, мне кажется, что блоги несут меньшую ответственность за то, что в них написано. Электронный журнал — это политика хозяйств, учредителей, партий.
— Возможно ли такое, что твой блог, перейдя в руки какого-то издательского холдинга, станет электронным журналом и практически ничего не изменится?
— Если у меня купят 100%, то конечно.
— А что внешне должно измениться для того, чтобы блог стал называться электронным журналом?
— Подача материала, цензура.
— Каким образом капитализация $1 млн, к которой ты стремишься, должна быть измерена?
— Это доход за полтора-два года.
— Почему так мало? Сейчас для интернет-бизнесов вполне подходят мультипликаторы в пять годовых доходов. При оценке Mail.ru Group использовались вообще какие-то невероятные цифры.
— Не надо сравнивать Bigpicture с Mail.ru Group. Я считаю, что реально продаться за такие сроки. Я, конечно, буду рад, если сроки окажутся больше, но по тем предложениям, которые мне поступали, были именно такие цифры.
— Над блогом работают два человека?
— Да. Я и Женя Молчанова.
— Два года назад Bigpicture ничего серьезного собой не представлял с точки зрения актива? Это был один из множества блогов?
— Это был сделанный за $100 блог на Wordpress. Женя Молчанова к тому времени потеряла работу, и ей хотелось заняться чем-то своим. У нее никогда до этого не было своего бизнеса, она была обычным наемным сотрудником в Харькове, и она создала блог. Она понимала, какой контент пользователям интересен, но как его монетизировать и как его раскручивать, представления не имела. Просто решила окунуться в омут. В мае 2009 года она делала один пост в день и не понимала, что ее ждет дальше. Мы с ней поговорили, я ей описал свое видение проекта, написал, за счет чего можно зарабатывать деньги и как его развивать, и 1 июня 2009 года мы начали совместную деятельность: Женя занимается контентом, я — раскруткой и монетизацией.
— Ты контента совсем не касаешься?
— Касаюсь. Бывают спорные материалы, и Женя спрашивает совета, будем мы публиковать материал или нет. Она живет на Украине до сих пор, а я в Москве, и не всегда московские события ей бывают понятны, она не может проникнуться ими. В таких случаях я ей что-то советую, но мы стараемся не лезть в дела друг друга, так как у нас был неудачный опыт.
— Как тебя вообще занесло в медиа? Получается, что ты резко сменил курс, перейдя из области электронных продаж и розницы в область создания медиаресурса, работы с информацией.
— Я же сейчас занимаюсь продажами, только я продаю не пылесос или холодильник, а рекламные площади. Их продавать намного интереснее и прибыльнее. Я от этого получаю истинное удовольствие. Я люблю продавать, и я буду продавать. Я всегда занимался раскруткой проектов.
— Сегодня поговаривают о том, что Bigpicture использует в том числе и «черные» методы поисковой оптимизации. Это так?
— Нет, это происки конкурентов.
— Задам вопрос по-другому: вы используете только «белые» методы или есть какие-то приемы, которые не очень очевидны и не полностью укладываются в список, вывешенный в «Яндексе.Вебмастере».
— Я не сеошник, я маркетолог. В этих нюансах я могу заблуждаться, но я точно знаю, что мы ничего плохого не делаем.
— Ходят разговоры о том, что во многом рейтинг Bigpicture в «Яндекс.Блогах» «надут» за счет различных подковерных решений.
— На рынке блогосферы, как и на остальных рынках, есть куча неудачников, которые, чтобы продать свои неудачи, пытаются придумать оправдания. Будь кто угодно на первом месте, про него будут сочиняться легенды, на которые у нас с тобой не хватит фантазии. Я к этому отношусь спокойно, потому что знаю, что у нас ничего противозаконного не применяется.
— Для тебя важно нахождение Bigpicture на первом месте?
— Да. Раньше это было не очень принципиально. С одной стороны, трафик рейтинга блогов уменьшился в три раза по сравнению с осенью. С другой стороны, оттуда идут рекламодатели, и этого нельзя не замечать.
— Каков этот трафик? Какой он был и какой он сейчас именно с «Яндекс.Блогов»?
— Был 10 000-12 000, сейчас 3000-4000.
— То есть не очень большой.
— Он очень ценный. Он намного ценнее, чем трафик с «Яндекса» и Google. Количество просмотров страниц и время пребывания на сайте там больше.
— Какая средняя глубина просмотра и среднее время на сайте?
— 4-5 страниц, порядка 4 минут.
— Для журнала это вполне хорошие показатели. Вы их специально достигали? Они менялись со временем?
— Они немного меняются. За последние полгода мы увеличили количество постов в сутки. Если раньше было порядка пяти-шести постов в будни, то сейчас мы стараемся делать восемь-десять. Соответственно, цифры немного поменялись.
— Чем вы руководствуетесь, добавляя восемь-десять постов в сутки? Их прочитать сложновато.
— Мы делали и 15, и 20 постов в сутки, люди такое количество не успевают читать. Эта цифра достигнута опытным путем. Мы играли с выводом определенного количества постов на главной странице и пришли к тому, что надо делать 8-10 постов в сутки и выводить 15 постов на главную страницу.
— Это можно воспринимать как рекомендацию? Восемь-десять постов для блога — оптимальное число?
— У кого-то результаты эксперимента могут быть другими, у нас же они именно такие.
— Твой проект сильно завязан на тебе? Bigpicture без тебя будет работать, изменится?
— Если там не будет либо меня, либо Жени, Bigpicture не будет в том виде, в котором он сейчас есть.
— Это может быть самой главной проблемой при продаже проекта.
— Да, я это осознаю.
— Ты не думал о том, чтобы подготовить редакцию?
— Проблема в том, что я каждую неделю слышу: «Давайте сделаем на основе Bigpicture соцсеть для фотографов» или «Давайте наймем редакцию, снимем офис». Все это приведет к тому, что мы превратимся в 1001-е СМИ. У нас увеличится трафик, но мы не хотим быть 1001-м СМИ, мы хотим быть первым блогом. Мы хотим существовать в том виде, в котором существуем сейчас, в нем мы чувствуем себя комфортно, уютно, и он позволяет нам зарабатывать деньги.
— Если мы поняли, что различия между электронным журналом и блогом довольно призрачные, то как же мы поймем переход из блога в СМИ?
— Будет понятно, что пишут десятки авторов, потому что у всех разная подача материала. Кто-то пишет об одном, кто-то о другом. Сейчас есть одна Женя, которая постит информацию и тем самым собирает аудиторию, потому что аудитории интересно именно то, что постит она. Когда будет десяток авторов, то будет не то.
— Женя — автор каждого из постов, появляющегося на Bigpicture? Компилятор?
— Естественно, появляются посты, которые мы делаем сами. Например, сейчас Женя находится в пресс-туре во Львове. Соответственно, завтра и послезавтра будут появляться фотографии и тексты, сделанные именно ею.
— Какой процент уникального контента и компиляции?
— Наших постов — один-два в неделю.
— Именно репортажи Жени?
— Необязательно Жени, иногда я делаю фотографии. Если какое-то событие происходит в Москве и мне интересно его снять, то я поеду и буду его снимать. И на Bigpicture появится репортаж.
—Ты не привлекаешь никаких фрилансеров, корреспондентов, журналистов?
— Фрилансеры есть, но их доля незначительна. Например, я ничего не понимаю в программировании. Если мне надо повесить какой-то виджет, то я привлекаю программера. Если Женя не успевает, например, она уехала в пресс-тур, значит, привлекается фрилансер, который есть под боком.
— Возвратимся к предметным вещам. Блог монетизируется только через продажу баннерных мест и рекламные посты?
— Нет. Баннеры мы продаем редко. За всю историю Bigpicture мы их продавали пару раз. Рекламные посты и фоторепортажи — самая высокодоходная часть.
— Сколько стоит фоторепортаж?
— Поехать и снять какой-то коттеджный поселок стоит 20 000-30 000 рублей.
— Я видел, что расценки в блоге teh_nomad (не знаю, был это фейк или нет) на интервью с мистером X — от сорока тысяч.
— Это фейк.
— Сколько может стоить подобное интервью, как ты думаешь?
— Думаю, что в 2-3 раза дешевле.
— Сколько рекламных постов у тебя в неделю выходит?
— Я стараюсь отталкиваться от того, что каждый десятый пост на Bigpicture должен быть рекламным.
— Получается?
— Наполняемость — порядка 80%. Как только наполняемость начинает приближаться к 100%, я сразу повышаю цены.
— Есть ли партнерские программы?
— Нет, партнерских программ у нас нет, я не люблю с ними работать. Есть продажа контекстных ссылок и статей.
— Контекстных ссылок в постах или внизу, через ссылочные биржи?
— Прямо в постах.
— Сколько стоит такая услуга?
— В зависимости от параметра страницы — от $20 до $50. В посте продается до 3 ссылок.
— Получается, что доход с проекта составляет от 250 000-300 000 до 400 000 рублей в месяц?
— В данный момент похожие цифры.
— Каким образом удается выходить на довольно серьезных рекламодателей? Я помню, что у тебя был MacDonalds. Думаю, ты сам можешь назвать список наиболее заметных брендов.
— У нас были MacDonalds, Coca-Cola, KIA, Honda, пивные бренды, «Лаборатория Касперского» и так далее, масса мировых брендов. Каким образом? Либо через рекламные агентства, либо мы сами присылаем предложения им.
— Каких сейчас рекламодателей больше: тех, кто приходит из агентства, или тех, которых вы находите сами? Или они вас находят?
— Рекламные агентства сейчас нам присылают около 20%.
— Возвратимся к репортажам. Cколько из них вы находите сами?
— 90%.
— Происходит событие, находится интересная компания, и вы с ними связываетесь, говоря: «Ребята, есть такое предложение, мой блог №1, давайте сделаем репортаж. Это стоит столько-то»?
— Да.
— Какое количество отказов ты получаешь?
— Это зависит от отрасли.
— Кто самые сговорчивые?
— Последний из самых сговорчивых — бытовые услуги, а именно «Муж на час»: розетки починить, звонок и т. д. Из десяти отосланных предложений в первый час откликнулись четверо.
— Почему, как ты думаешь?
— У людей, видимо, застой на рынке, соответственно, им хочется создать движуху. На 200 отосланных предложений по кондиционерам было три ответа: «Вы что, с ума сошли? Мы уже и так все продали».
— Как удалось вывести проект, который вроде бы ничем уникальным не отличается, на первую позицию и так давно его там держать?
— Почему не отличается? Есть какие-то проекты, которые похожи на наш?
— Есть ряд проектов, которые работают по тем же принципам. Например, eToday в каком-то смысле похож на ваш блог.
— Он единственный, кто более или менее похож на наш, но он более гламурный и глянцевый. У нас нет моделей, про которых на eToday каждый второй пост, у нас нет часов. Мы более социальные, нам важны шахтеры, проститутки.
— Вы стараетесь быть ближе к народу?
— Да. Те фотоблоги нашего формата, которые появляются, которые стараются нас в чем-то копировать, не живут более трех-четырех месяцев, потому что это каторжный труд. Надо 20-25 часов в сутки на двоих тратить на блог, что не каждый может себе позволить. Те, кто какой-то период позволяют себе это делать, не могут его монетизировать, а когда нет финансовой отдачи, тема затухает. Пример такого фотоблога я вижу раз в два-три дня.
— Что сделало Bigpicture первым в русской блогосфере? Это грамотная работа по продвижению, в том числе оптимизации?
— Нет, просто мы знаем, что интересно людям и что им интересно каждый день. Не просто случилось событие, мы его описали, и на месяц про нас все забыли. Мы стараемся делать каждый день какой-то материал, который по-любому заинтересует человека. Он придет, увидит десять постов, и хоть один-два ему будут интересны. Мы стараемся охватить максимальное количество людей. Мы знаем, что представляет собой наша аудитория, и преподносим ей тот материал, который она хочет увидеть.
— Ты имеешь ввиду именно массовую публику, а не эстетствующих, то есть тех, на кого нацелен eToday и другие?
— Он не то чтобы на них нацелен, у них все в порядке с SEO, поэтому у них больше посещаемость, чем у Bigpicture. Мы же знаем, что собой представляет наша аудитория, какие у нее предпочтения.
— Что собой представляет ваша аудитория, если не секрет?
— Офисный планктон. Ребята 22-30 лет, в большинстве своем это мужчины (61%), которые начинают свой день с Bigpicture.
— Те, кто любит «повтыкать»?
— Да, но у нас нет постов из серии «Самый зачетный чел из Казантипа».
— Почему?
— Это «Фишки» (Fishki.net. — Forbes). Мы можем по-другому преподнести ту же тематику, например «Как изменялись модели Playboy за последние 50 лет». Такой пост будет не менее «втыкабельным».
— Вы чуть более эстетствующие?
— Мы не прямо смотрим на вопросы, мы смотрим на них со своим подходом. Этот подход устраивает 25 000-30 000 человек в день.
— Мотив заключается в том, чтобы не запятнать издание желтизной и оставить себе респектабельного рекламодателя?
— Да.
— И все-таки каким образом Bigpicture стал первым блогом в «Яндексе»?
— Мы больше всех захотели этого. На самом деле это ежедневный тяжелый труд. Мы добились того, чтобы нас активно цитировали блогеры и сайты.
— Именно за счет активного цитирования вы пробились вперед?
— Рейтинг блогов Яндекса на 90-95% основывается на ссылках. Другой вопрос, что разные ссылки имеют разный вес. «Яндекс» постоянно что-то крутит. Нас активно цитируют соцсети, блоги.
— Какое количество ссылок на вас появляется ежедневно?
— От 300 до 1000.
— Естественных?
— Да, конечно.
— Вы что-то докупаете?
— В соцсетях нет.
— А в блогах?
— И в блогах практически нет. В последние два-три месяца я начал пробовать заниматься SEO и что-то докупал, сейчас не докупаю, потому что ничего нет лучше естественных ссылок, а это пустая трата денег.
— У проекта есть сателлиты, насколько я знаю: AnimalPicture.ru, «Блог о знаменитостях».
— Мы их забросили.
— Почему?
— Потому что они на каком-то этапе были выгодны, но потом «Яндекс» посчитал, что все они сделаны в поддержку Bigpicture, и нанес на них АГС. Мы на них и забили.
— АГС — это «пессимизация»?
— Да, он оставил десять страниц в индексе.
— Ты как-то сказал: «У меня четкое мнение, что будущее только за блогоагрегаторами, коллективными блогами, как угодно их можно называть. Мы тоже двигаемся в этом направлении и объединяем вокруг Bigpicture талантливых блогеров, которые ведут тематические блоги». Что ты имел в виду?
— Тогда я и имел в виду, что мы будем создавать сеть тематических блогов: авто, спорт, туризм и так далее — и лучший материал привлекать на Bigpicture. Это было год или полтора назад. Сейчас я считаю, что тогда я заблуждался.
— Сейчас еще раз тебя процитирую: «Фото с «Марша несогласных» у нас никогда не будет».
— Да, это так.
— Почему, учитывая то, что сегодня блогосфера Рунета — это место оппозиции, протестное место?
— Потому что мы не бежим, как многие фотоблогеры, 31-го числа на Маяковку снимать Лимонова, Каспарова, Немцова и так далее. Их хлебом не кормить, но надо прибежать и сфотографировать. Я считаю, что нашей аудитории это неинтересно, ей фиолетовы все эти движения, потому что люди просто пиарятся и ничего не собираются добиваться. Зачем все это постить в 2001-й раз?
— Я смотрю, что количество комментариев у вас достаточно небольшое.
— Есть посты, которые публиковались год или полгода назад, но на них до сих пор люди ежедневно приходят и обсуждают их. Если мы опубликуем пост про заброшенный аэродром, то люди не будут обсуждать эту тему, а живые темы, например неонацистов, до сих пор обсуждают. Если отбросить спам, то в день набегает около 300 комментариев.
— Есть разная публика с точки зрения комментирования. Твой «офисный планктон» не очень настроен что-то комментировать.
— Он посмотрел, «повтыкал», как ты говоришь, и, может, нажал кнопку Like.
— Есть известная песня «Каждую пятницу я …, но каждый понедельник я огурцом».
— Да, узнаю свою аудиторию.
— Грустный портрет получается.
— Почему? Они ходят в рестораны, они покупают машины, они ездят в Турцию. Это рай для рекламодателей.
— Как ты относишься к актуальным событиям блогосферы (DDoS ЖЖ, действия Навального)?
— Я стараюсь следить за этими движениями. К тому, что делает Навальный, отношусь крайне положительно, я высылал два раза деньги на «Роспил». Даже когда были виртуальные выборы мэра, мы сделали специальный пост, что Bigpicture поддерживает Навального. Нам Алексей прислал тогда удивленное письмо со словами: «Вам кто-то денег заплатил?» Это было наше желание.
— Но не поддерживаете оппозицию в целом?
— В оппозиции много мутных людей, поэтому я не могу сказать, что мы поддерживаем оппозицию.
— Поговорим о противостоянии stand-alone и блогхостинга. Как бы ты порекомендовал действовать начинающим блогерам сейчас?
— Попробуйте, что такое ЖЖ, что такое Liveinternet, поймите, блог — это ваше или нет, потом собирайте свои пожитки и переходите на отдельный домен, потому что за ним будущее. Только отдельный домен сможет принести деньги, и вы сможете уволиться со своей основной работы. В конце концов вы сможете продать свой блог, что нельзя сделать в ЖЖ. Рекламодателям больше нравятся автономные блоги.
— Теперь вопросы от слушателей. «Cколько у вас «закладочного» трафика, сколько поискового, сколько с подписки, сколько с Twitter и социальных сетей?»
— «Закладочный» трафик — 40%, поиск — 20-25% в зависимости от событий, происходящих в мире, «ВКонтакте» — 3000-4000 в день, Facebook — 1000, Твиттер – 500-1000.
— «Какие перспективы развития на год, три года? Возможна ли интеграция с другими интересными сервисами?»
— Маловероятно, так как из того, что нам предлагали, нам было мало что интересно, хотя предложения поступали и от крупных порталов. Что касается развития, то в плане контента все будет так же, в плане рекламных возможностей будет масса нового. Один из проектов, который начнется буквально через две-три недели, станет первым в Рунете.
— Кстати, ты в интервью говорил о том, что в сентябре случится нечто и это нечто потрясет Рунет.
— Могу сказать эксклюзив для твоей программы. 1 сентября стартует проект, суть которого заключается в том, что семья блогеров будет жить исключительно за счет своего блога целый месяц. Партнеры блога предоставят жилье, еду, транспорт, развлечения, туризм и так далее. Мы будем жить только за счет своего блога и не потратим ни копейки, даже наша кошка будет есть еду от партнера.
— Это будет твоя семья?
— Да.
— Это будет отдельный блог, а не Bigpicture?
— В рамках Bigpicture, это специальный проект — реалити-шоу. Мы будем загружать видео несколько раз в день, фоторепортажи. На Bigpicture будет создан отдельный раздел, но посты будут попадать в основную ленту. У меня есть концепция, к которой я все больше и больше склоняюсь: продавать рекламные посты — не совсем правильный ход. Блогер должен жить за счет своего блога. Рекламодатели, партнеры должны предоставлять свои услуги, товары, а блогер — описывать свои впечатления от использования продукции и жить за счет этого.
— «Попросите, пожалуйста, Сергея прокомментировать две фразы: «Я ворую фотографии с других ресурсов» и «Я беру фотографии с других ресурсов». И понимает ли он разницу между «ворую» и «беру»?»
— История с воровством очень актуальна для нас. Как правило, эти истории развивают начинающие фотографы с претензией на профессионализм с криком «Мы тут все фотографируем, а ресурсы, такие как Bigpicture, у нас все воруют и не дают нам развиваться!». На самом деле никто их фотографии не берет, потому что они еще до конца не научились фотографировать. В результате получаются смешные ситуации, когда мы берем какой-то пост у фотоблогера. Например, он сгонял в Бельгию, сделал фотки, у него все красиво получилось, мы с ним договорились, разместили материал у себя, поставили на него ссылки, и он через три-четыре часа пишет: «Bigpicture молодцы, я получил 1000 человек, у меня 100 подписчиков, я очень доволен, я буду вам все время присылать материал». В то же время в комментариях начинается возня насчет того, что Bigpicture опять своровал, не дает независимым фотографам развиваться. Без улыбки к этой проблеме я относиться не могу.
— Хочешь сказать, что сегодня все фотографии, находящиеся у вас, находятся у вас на законных основаниях?
— Если пост полностью взят из ЖЖ, то в обязательном порядке ставится активная ссылка на автора в начале поста. Пост начинается с фразы: «Такой-то фотоблогер съездил туда-то, что он нам и хочет показать». Если мы сами собираем материал, переводим что-то с иностранных источников, то в обязательном порядке указывается автор каждой фотографии.
— С архивной ссылкой?
— Мы же не знаем, какое агентство он представляет, мы указываем автора. Всего один раз у нас была ситуация, когда нам написал марокканец, попросивший снять фотографию, которую мы опубликовали год назад, и мы ее сняли. Все довольны тем, что мы размещаем фотографии, недовольны только блогеры а-ля правдорубы которым только дай за что-нибудь побороться.
[processed]